Описание технологии проблематизации

Психологические материалы » Социальная работа и психология » Описание технологии проблематизации

Страница 1

Конфликт может происходить непосредственно в ситуации, перед нашими глазами, а может быть реконструирован на основании чтения различных текстов. Проблемная ситуация возникает в ситуации конфликта, противоречия, апории.

Вначале этот конфликт носил коммунальный характер.

Неясно, почему люди ссорятся и отрицают взгляды и представления друг друга: то ли за этим разногласие есть, стоят какие-то содержательные основания, то ли нет. То ли они не принимают точку зрения другого человека, потому что ее не понимают, то ли они ее отрицают исходя из боле серьезных оснований.

Из коммунального конфликта выделяется конфликт содержательный.

Четко выявляются принципы расхождения между позициями участников конфликта. Расхождение принципов признается каждой из сторон. Точно установлено, что представители разных позиций понимаю друг друга. Совершенно очевидно, что причина конфликта не связана с недоразумениями взаимопонимания.

Определяется предмет содержательного конфликта.

Выявляется позиция, которая является третьей по отношению к двум конфликтующим. Из этой позиции определяется тематизм, внутри него развертывается конфликт, выделяется конфликт, о котором стороны, участвующие в конфликте, высказывают взаимоотрицающие суждения.

Выделение предмета содержательного конфликта одновременно является способом организации позиций, находящихся в конфликте. Появление третьей позиции по отношению к двум находящимся в конфликте обеспечивает понимание конфликтной ситуации в целом и переводит ее в проблемную.

Осуществляется словесная фиксация проблемы.

Эта фиксация традиционно носит форму апории, парадокса, противоречия, антиномии, взаимосогласованной трудности для двух позиций. На основе одной проблемной ситуации может быть создано множество форм фиксации проблемы.

Переход от проблемной ситуации к проблеме осуществляется на основе построения форм фиксации проблемы.

Строится идеализация объекта, объединяющая (конфигурирующая) представления сторон, участвующих в конфликте.

Осуществляется схематизация предмета содержательного конфликта. Коммуникативный конфликт и конфликт как столкновение различных принципов действий переводятся в мышление.

На основе созданной идеализации осуществляется постановка задач и планируется их решение.

Проблема переводится в пакет задач, задачи классифицируются, определяется организационная форма для данного коллектива, обеспечивающая решение задач. Создается план и сетевой график продвижения в процессе решения задач.

Осуществляется оформление процессов постановки проблемы и перевода проблемы в задачи.

Зафиксированная проблема, схема идеализации объекта, пакеты задач, выделенные на основе данной схемы, оформляются в новую тематическую область, раздел предметной дисциплины или новую дисциплину.

Проблема переводится в задачи. Осуществляется планирование процессов решения задач.

В обобщенном виде это можно представить так:

- ситуация конфликта;

- перевод конфликта в проблемную ситуацию;

- постановка проблемы;

- перевод проблемы в другую задачу.

Диагноз проблем клиента носит в основном психосоциальный характер, так как именно в психосоциальном контексте задаются цели социальной работы (отсюда видна значительная роль социально-психологической диагностики, суть и содержание которой в социальной работе отлично от понимания ее в социальной психологии, где она понимается узко). В практике социальной работы она определяется как процесс выявления сути и содержания проблем клиента, их причин в единстве социальных, психологических и собственно социально-психологических компонентов, их составляющих, и постановки диагноза.

Таким образом, психодиагностические методики – один из инструментов работы, помогающий в разрешении проблем личности и межличностных отношений, которыми занимаются социальные работники. Психодиагностика используется в практике здравоохранения, в спорте, в школьном и вузовском обучении, на производстве, в семейных консультациях и прочих социальных службах, т.е. в сферах, так или иначе касающихся социальной работы. В каждой из этих областей существуют специфические условия использования психодиагностических средств, специфические задачи и методы их применения. Становление и развитие в России социальных служб и социальной работы активно формируют общественный запрос на психосоциальную помощь населению. Потребность в психосоциальной помощи появляется в случае социальной дезадаптации клиента, при возникновении у него социально-психологического неблагополучия, что может быть вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера, либо их сложным сочетанием.

В отечественной психологии проблемы социального мышления начали интенсивно разрабатываться в научной школе К.А.Абульхановой-Славской и ее сотрудников, которые предложили концепцию и структуру социального мышления.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения разв ...

Индивидуально-психологические особенности школьников
Люди различаются между собой не только характером, акцентуированными чертами и темпераментом. Даже не проявляя, черт, выделяющих личность на фоне среднего уровня, люди все же несходны между собой. Имеются в виду те особенности, которые пр ...

Концепция Э. Эриксона
Эриксон относится к числу тех последователей Фрейда, кто сумел критически переосмыслить некоторые положения его концепции. В своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределеннос ...