В подростковом возрасте идет переосмысление жизненных целей и ценностей, это связано с предстоящим выбором профессии и жизненного пути вообще. С другой стороны, подростковый возраст отличается высокой степенью эмоциональной привязанности к друзьям, значимым близким и эмоциональной неустойчивостью. Что порождает многочисленные внутриличностные конфликты, комплексы, переживания. МНГ предоставляет подростку действовать, основываясь не на собственном выборе, который предполагает персональную ответственность, а по жестким правилам, принятым в группе, действовать «как все».
В малой неформальной группе легче проявить свои лидерские и другие качества, чем в формальной группе.
Важным фактором формирования МНГ является и дань моде, которая предлагает яркую атрибутику молодежной субкультуры, определенный сленг, стиль общения и поведения, совместное привлекательное времяпрепровождение. Из этого можно сделать вывод, что, когда подросток входит в неформальные молодежные объединения или решает стать «неформалом», то главной привлекающей силой становится не глубокое осмысление подростком сущности данного движения, а скорее внешняя оболочка неформальных молодежных объединений.
Мы выяснили, что причиной возникновения неформальной группы в формальном классном коллективе является неизбежная ограниченность формального класса, которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования классного коллектива, а также является следствием естественного стремления человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с ними. Неформальные группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность формального класса. К отрицательным сторонам относятся: распространение ложных слухов, преданность людей группе, тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов задерживают необходимую модернизацию в обучении и др. Положительные стороны деятельности неформальной организации - преданность группе может перейти в преданность к классу, цели группы могут совпадать с целями формального классного коллектива, а нормы эффективности неформального класса могут превышать нормы формального класса, неформальные каналы связи могут помогать формальному классу, дополняя формальную систему коммуникаций т.д. Нами изучены механизм управления неформальными группами и методы, применяемые в управлении. К методам управления относятся: консультации с группами, обучение и внушение, обеспечение лояльности учителя, перевод ученика в другой класс, признание естественных лидеров, обмен информацией в классе.
Таким образом, проведенная диагностика позволила нам сделать вывод о том, что специфические возрастные особенности и социальная ситуация развития подростков способствуют их объединению в малые неформальные группы. Социальная ситуация их развития и педагогические условия определяют направленность этих групп. Социально-педагогическая работа с лидерами и участниками этих групп должна быть направлена на профилактику их антисоциальной направленности, занятия социально-приемлемой деятельностью, налаживание взаимодействия с семьей, школой.
Рекомендуем посетить:
Развитие способностей
Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер, А.Л. Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский).
Гребенко утверждал, что ...
Влияние снижения слуха на психическое развитие ребенка
Общеизвестно, что любые отклонения в физическом и психическом становлении ребенка приводит к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии речи, формирование устной речи, в обще ...
Педагогические условия и уровни формирования толерантности у подростков
Согласно данным исследований, проводимых в различных учебных учреждениях, наличие постоянных конфликтов среди школьников отмечают 37% преподавателей; грубость и жестокость по отношению к младшим школьникам со стороны старших школьников от ...