Методы исследования малых неформальных групп

Страница 2

Наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики.

Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся; в сущности, любые контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения - какие именно качества и особенности изучать, а также длительность и способы записи результатов. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях. Анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов).

Беседа, более гибкий способ опроса, может быть стандартизованной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, что легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Беседуя, надо не только слышать слова и интонации, но и видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение. [30;56]

Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов (библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки). Социометрию используют как для выявления межличностных отношений в группе, так и для обнаружения личностных качеств. В психологической диагностике широкое распространение получил психодиагностический метод, представленный тремя типами методик (тестов). Их особенностью является направленность на измерение качеств личности, которое возможно благодаря стандартизации инструмента измерения, в свою очередь основанной на понятии нормы. Тесты должны также соответствовать требованиям надежности и валидности. Итак, тест - стандартизованное испытание, "прибор", измеряющий или обнаруживающий заданные свойства личности. В одной группе тестов диагностика осуществляется на основе успешности и способа выполнения деятельности. Здесь есть тесты интеллекта и личности, тесты специальных способностей и тесты достижений. В другой группе - диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих так называемые опросники. Третья группа - проективные методики. Данные получаются на основе анализа взаимодействия испытуемого с материалом, в котором он себя проецирует, обнаруживает особенности своего восприятия, поведения. Тесты первых двух групп создаются специалистами и используются как правило психологами. Некоторые проективные методики (третья группа) может использовать классный руководитель. Слово тест в точном смысле не подходит к третьей группе тестов - проективным методикам, поскольку они не ориентированы на норму и не дают количественных данных.

Итак, неформальная группа, прежде всего, поддерживает психологический комфорт и некие групповые ценности, устанавливающие социально-психологический тип группы, ее психологические особенности. Основными причинами возникновения неформальных молодежных групп, являются: невозможность самореализации в кругу семьи, в школе, колледже, институте или формальных общественных организациях, отсутствие согласованности или разногласие, расхождение во взглядах с родителями и преподавателями. По характеру социальной направленности спонтанные группы (компании) можно структурировать на просоциальные (социально положительные), асоциальные, стоящие особняком от важных социальных проблем, и антисоциальные (социально отрицательные).

Деятельность социального педагога с неформальными молодежными объединениями должна быть направлена на развитие просоциальных групп в образовательном учреждении.

В числе первых назовем такой фактор, стремление индивида к удовлетворению потребности в общении.

В проведенном нами исследовании мы обнаружили наличие такой потребности у подростков, а также межличностные конфликты с семьей (матерью), школой (требованиями к учебным способностям), сверстниками. Это свидетельствует о неудовлетворенности подростков общением внутри класса и в семье, что заставляет их искать референтную группу (МНГ), в которой эта потребность может быть реализована.

Как отмечают многие исследователи, детерминанты группового членства не исчерпываются системой потребности и ценностей человека, а включают в себя и ряд других переменных, например социальный опыт индивида, сформировавшуюся у него самооценку, ожидания, связанные с предстоящим и групповым членством, особенности группы с точки зрения ее целей, программ, специфики деятельности и т.д.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Способы предупреждения конфликтов
Конфликт, как и любые взаимодействия людей, регулируется нормами социального поведения. Нормативное регулирование конфликтов делает систему более стабильной, определяет долговременный порядок развития и разрешения конфликтов. Большое знач ...

Этапы преобразования заботы о потомстве в филогенезе
Первоначально родительские особи не имеют специального поведения, обеспечивающего сохранение и поддержание условий развития для оплодотворенных яйцеклеток и развивающегося потомства. Выделение полового материала (или размножение делением ...

Понятие социальной адаптации
Развитие человека – сложный процесс. Этот процесс происходит под влиянием как внешних воздействий, к которым, прежде всего, относятся окружающая человека естественная и социальная среда, а также, специальная, целенаправленная деятельность ...