Понятие коллектива

Страница 4

Еще один эффект — «проецирование на других лю­дей собственных свойств» — вызывает ожидание соот­ветствующего поведения по нашей модели. Этот эффект очень часто встречается и проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека.

Вступая в общение, люди оказывают влияние друг на друга, которое имеет глубинные психологические ме­ханизмы.

Психологические механизмы общения и взаимовли­яния можно выстроить в определенный ряд. Самым пер­вым в этом ряду окажется свойство заражения — эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состо­яний общающихся между собой людей. Заражение про­исходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, в очереди, в публике, но заражение про­исходит и на уровне небольших групп людей. Есть выра­жение — заразительный смех, также может быть зарази­тельной злость и другие эмоции.

Следующими в ряду будут два свойства: внушение и подражание. Внушение, или суггестия, может быть так­же индивидуальным или групповым и происходит на со­знательном или несознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, дей­ствия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.

Подражание — сложное динамическое свойство. Его возможные проявления — от слепого копирования пове­дения, жестов, интонации до сознательного, мотивиро­ванного подражания.

Одним из психологических механизмов общения яв­ляется соревнование — свойство людей сравнивать себя с другим человеком, желание быть «не хуже других», не «ударить лицом в грязь». Соревнование вызывает напря­жение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом разви­тия, плохо, когда оно перерастает в соперничество: у муж­чин — в деловой сфере, у женщин — в личной (кто луч­ше выглядит, одет и имеет больший успех у мужчин).

И, наконец, третий уровень взаимодействия людей — это убеждение: аргументированное, сознательное, сло­весное доказательство своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действенно, когда опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты зараже­ния, внушения и подражания. И те руководители, кото­рые умело, пользуются при общении с людьми всем набо­ром психологических механизмов, добиваются большего успеха в своей деятельности.

Межличностные отношения в группе очень важны для взаимодействия руководителя и подчиненных, а также членов группы одного статуса. Они включают в себя как восприятие, так и понимание людьми друг друга.

Понимание может быть разной глубины проникно­вения в сущность личности, индивидуальности другого. Нижнему, поверхностному уровню понимания свойствен­но восприятие лишь внешнего «рисунка» поступка чело­века без проникновения в мотивы и цели, в личностные особенности, оценка в черно-белых тонах: хорошо или плохо. На втором уровне, средней глубины, анализиру­ются отдельные качества человека: ум, черты характера, темперамент, оценка идет большей частью по интеллек­туальным особенностям (умный или глупый); по харак­теру (жесткий или мягкий, вспыльчивый или уравнове­шенный).

Самый высокий, третий уровень глубокого понима­ния человека включает выявление системы ведущих це­лей и мотивы поведения, выделение связей между отдель­ными поступками и личностью в целом, умение проник­нуть в скрытые резервы и способности человека, способ­ность прогнозировать поведение человека на основе понимания его индивидуальности.

Для руководителя коллектива очень важно глубокое понимание человека. Оно способствует более гибкому по­ведению, уменьшению ненужных руководящих воздей­ствий, росту ответственности, самостоятельности и твор­ческой отдачи сотрудников группы[5, c. 45].

На основе общения формируется отношение группы к каждому ее члену, т. е. каждый человек получает свой социометрический статус. Социометрия — это измере­ние отношений внутри группы по социальным критери­ям: с кем бы я хотел проводить время, у кого бы спро­сить совета, кто мне нравится или не нравится и т. д. Предложен этот метод американским психологом Дже­кобом Морено. Социометрический статус имеет опреде­ленные градации — от положительного через нулевой к отрицательному.

Число выборов, полученных каждым человеком, яв­ляется мерилом положения его в системе личных отно­шений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов,

пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и бо­лее выборов (если при условиях опыта каждый член груп­пы делал три выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитае­мых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «игнорируемых», если не получил ни од­ного выбора, то к категории «изолированных», если по­лучил только отклонения — то к категории «отвергае­мых» (т. е. члены группы четко указали, что с данным человеком не хотят взаимодействовать ни в личной, ни в производственной сфере) (рис. 1).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем посетить:

Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие
Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни. По Эриксону, в этот период краеугольном камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия; другие ученые называют ту ж ...

Понятия отклоняющегося развития
Категория развития является одной из важнейших методологических дефиниций психологической науки. На протяжении более чем полутора веков, начиная с середины ХІХ века, когда впервые был поднят вопрос о необходимости онтогенетического подход ...

Теория мотивации по А. Маслоу
А.Маслоу – один из основателей гуманистической психологии. Он внес значительный теоритический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, которые пыталичь объяснить до уничтожения творчество, любовь, альтруиз ...