Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные) вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое.
Межличностные взаимоотношения - это взаимная готовность партнеров к определенному типу переживаний и действий. Эти отношения реализуются в процессе межличностного общения. Главным регулятором устойчивости и глубины отношений является привлекательность (физическая, деловая, психологическая) человека для человека. В результате формируются отношения симпатии (положительной установки на объект), антипатии (отрицательной установки) или безразличия. Таким образом, на основе взаимных притяжений-отталкиваний (что является результатом психологической совместимости или несовместимости людей) группа активно формирует межличностные отношения.
Г. Я. Гозман считает, что привлекательность зависит от таких параметров, как взаимное влияние и взаимное уважение и выделяет 7 типов привязанности, основанных на двух факторах общения - статусе и власти (равная зависимость друг от друга, большое неравноправие партнеров, преклонение и др.). Психолог делает вывод, что самое главное в симпатии - это высокая самооценка, уважение себя и своей личности.
Н. Н. Обозов выяснил, что в целом с привлекательностью связано сходство установок и «Я-концепций» (особенно на первых этапах взаимодействия). Также исследователь обнаружил, что нет случаев, чтобы отвергали друг друга лидеры, что дружат люди различных статусов, но отвергают друг друга люди, сходные и невысокие по статусу.
Таким образом, представление человека о том, как его воспринимают другие, в значительной мере определяет его поведение. У людей, находящихся в благоприятных отношениях друг с другом, усиливается чувство самоидентичности и ощущение собственной личностной ценности.
Самооценка, самочувствие и настроение - это целостная реакция на воздействия микросреды и всего комплекса условий деятельности человека в коллективе. Польский психолог Е. Мелибруда выделяет 3 основные потребности, которые человек удовлетворяет в различных формах межличностных отношений:
1) потребность в привязанности к людям (постоянно пребывать в обществе других или находиться в одиночестве);
2) потребность влиять на других (контролировать окружающих или отказываться от дел по организации других);
3) потребность в эмоциональной вовлеченности (вступать в близкие, личностно-значимые отношения или сохранять дистанцию).
Таким образом, важнейшая специфическая черта межличностных отношений – эмоциональная основа. По набору чувства, проявляемые в межличностных отноешниях, можно разделить две большие группы:
1) конъюнктивные – разного рода чувства, сближающие людей, объединяющие их (стороны демонстрируют готовность к сотрудничеству, к совместным действиям).
2) дизъюнктивные чувства - разъединяющие людей чувства.
Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете, стоящих за ними общественных отношений.
Рекомендуем посетить:
Компоненты совместимости людей в коллективах и группах
Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Формально или неформально сложившийся коллектив может быть весьма различным с точки зрения сплоченности его членов. Последняя может быть очень высокой, когда люди тесно связаны друг ...
Техники релаксации
Наиважнейшим понятием при занятиях релаксацией является генерализация, то есть распространение эффекта релаксации. Дело в том, что несистематические и поверхностные занятия релаксацией дают лишь временный, неполный эффект. И только регуля ...
Истоки исследования социальной идентичности
Появление термина «идентичность» связывают с именами Э. Эриксона и Э. Фромма. Непосредственно предшествуют введению в психологию этого понятия работы 3. Фрейд, который использовал термин идентификация. Понятие - идентификация (отождествле ...