Сравнение понятия психологические защиты в концепциях Фрейда и Роджерса

Психологические материалы » Сравнение понятия психологические защиты в концепциях Фрейда и Роджерса

Концепция психологической защиты была и остается одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и в теорию психологической адаптации. Как научный факт феномен психологической защиты, будучи впервые зафиксирован в парадигме психоаналитических теорий, позже активно изучался в различных ответвлениях глубинной психологии направление, отношение к которому продолжает оставаться довольно сложным. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии.[№2. стр.7,8]

Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы защитные механизмы психики. Эти механизмы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. Психологическая защита это различного рода приспособительные процессы, свойства и качества, которые приобретает личность при своей социализации.

Термины "психологическая защита", "защитные механизмы" были введены в психологический лексикон З. Фрейдом, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений – экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и др. Перечень защитных механизмов разнообразен и персонально специфичен. Нет единства и в терминологии. Но существование защитных механизмов считается экспериментально подтвержденным, наличие не отрицается. Кроме того, они широко используются в теории и практике психологии, психотерапии, психиатрии. [№ 6]

Вопрос психологической защиты очень актуален в наше время т.к. в обычной жизни любого человека возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным эффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации. Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят личность к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, нервничает, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия. Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.

Цель этой работы – сравнить подходы к пониманию психологических защит в концепции двух психологических школ: психоанализа, а именно психологические защиты Зигмунда Фрейда, и гуманистической психологии, в концепции Карла Роджерса.

Рекомендуем посетить:

Общественные отношения и межличностные отношения
Главная задача с точки зрения Г. М. Андреевой, которая стоит перед социальной психологией, — раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воз ...

Использование компьютера в проведении психологического исследования
Можно выделить несколько основных аспектов использования компьютерной техники. 1. Компьютерное представление стимульной информации. Возможности представления информации на дисплее значительно раздвигают возможности проведения разнообразн ...

Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. [46, c.19]. Проблемы пятиклассников св ...