Сравнение понятия психологические защиты в концепциях Фрейда и Роджерса

Психологические материалы » Сравнение понятия психологические защиты в концепциях Фрейда и Роджерса

Концепция психологической защиты была и остается одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и в теорию психологической адаптации. Как научный факт феномен психологической защиты, будучи впервые зафиксирован в парадигме психоаналитических теорий, позже активно изучался в различных ответвлениях глубинной психологии направление, отношение к которому продолжает оставаться довольно сложным. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии.[№2. стр.7,8]

Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы защитные механизмы психики. Эти механизмы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. Психологическая защита это различного рода приспособительные процессы, свойства и качества, которые приобретает личность при своей социализации.

Термины "психологическая защита", "защитные механизмы" были введены в психологический лексикон З. Фрейдом, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений – экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и др. Перечень защитных механизмов разнообразен и персонально специфичен. Нет единства и в терминологии. Но существование защитных механизмов считается экспериментально подтвержденным, наличие не отрицается. Кроме того, они широко используются в теории и практике психологии, психотерапии, психиатрии. [№ 6]

Вопрос психологической защиты очень актуален в наше время т.к. в обычной жизни любого человека возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным эффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации. Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят личность к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, нервничает, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия. Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.

Цель этой работы – сравнить подходы к пониманию психологических защит в концепции двух психологических школ: психоанализа, а именно психологические защиты Зигмунда Фрейда, и гуманистической психологии, в концепции Карла Роджерса.

Рекомендуем посетить:

Особенности самооценки у младших школьников
Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, в том числе, и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знани ...

Основные факторы, влияющие на успешность воспитания
В педагогической литературе описано много вариантов различных ситуаций успешного воспитания и обучения. Среди них: ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко), непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова), эмоционального заражени ...

Социально-психологические причины и факторы дезадаптации у подростков
Отклоняющееся поведение подростков нельзя назвать только психологической проблемой. Оно осмысливается как комплексная социальная проблема. Основные причины отклоняющегося поведения людей вообще и подростков, в частности, объясняют различн ...