Специфика анализа Интернет-контента

Психологические материалы » Специфика анализа Интернет-контента

Окружающий нас мир меняется, в 2006 году число пользователей Интернета в мире превысило миллиард человек[1], а в России в 2009 году составило около 47 миллионов[2]. Люди общаются в виртуальном пространстве, высказывают мнения, совершают покупки. Все большую популярность приобретают форумы и Интернет-сообщества, такие как «LiveJournal», «Myspace», «Одноклассники» и т.д., в которых содержатся биографические, социально-демографические данные пользователей, информация об их убеждениях, вкусах, предпочтениях (от музыкальных до политических). Кроме того, виртуальное пространство видоизменяет привычные формы социального поведения, люди могут совершать покупки в Интернет-магазинах, принимать участие в виртуальных митингах[3], находить новые способы выражения своих мнений и чувств. Таким образом, Интернет не только открывает новые пути для применения качественных методов исследований, но и содержит в готовом виде массу полезной информации. Но что заслуживает доверия, а что нуждается в дальнейшей проверке, как определить устойчивость убеждений пользователя и выяснить их причины? Возникает задача разработки методик исследования Интернет-контента как нового явления в современном обществе, а для этого необходимо понять его специфику. С этой целью мы провели сравнительный анализ процедур сбора и обработки данных, полученных посредством проведения качественных методов исследования лично, он-лайн и данных, полученных из анализа Интернет-контента.

Целью приведенного ниже исследования является выявление специфики сбора и анализа данных Интернет-источников на примере форумов.

Были выдвинуты следующие задачи

:

1. Рассмотреть глубинное интервью как качественный метод исследования и выявить его специфику.

2. Рассмотреть возможность применения качественных методов в сети Интернет и выявить их специфику.

3. Провести личные глубинные интервью и проанализировать полученные данные. Глубинные интервью направлены на выявление отношения и причин, лежащих в основе этого отношения к политикам и политической активности респондентов[4].

4. Провести глубинные интервью по ICQ и проанализировать полученные данные.

5. Собрать информацию и проанализировать данные, полученные из Интернет-источников (на примере форумов).

6. Сравнить методы личного глубинного интервью, интервью проведенного по ICQ и исследование Интернет-источников по процедурам сбора данных и их анализа, а также по содержанию полученных данных с целью выявления специфики сбора и анализа данных Интернет-источников.

Объектом исследования являются методы исследования, проводимые лично, посредством сети Интернет и исследования Интернет-контента. Предметом исследования являются особенности сбора и анализа данных обозначенных исследований.

Гипотезы не выдвигались, но были сформулированы следующие предположения:

Предположение 1: Глубинные интервью дают больше информации о причинах, лежащих в основе мнений респондентов (в данном случае о политике), чем анализ Интернет-контента.

Предположение 2: В Интернете люди откровеннее обсуждают такие темы как политика[5].

Уточнение и интерпретация основных понятий. Необходимо провести теоретическое уточнение ключевых в рамках данной работы понятий. Под качественными методами исследования будут пониматься те методы, которые служат для познания специфики социального мира и требуют отличных от статистических способов обработки данных. Фокус-группа – это интервью, основанное на использовании групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления специфики и особенностей представлений некоей социальной группы об объекте исследования. Глубинное интервью - это интенсивное и детальное интервью, предназначенное для выяснения пластов социально-психологического контекста, недоступных при стандартизированном интервью. Под Интернет-исследованиями будут пониматься любые исследования, полностью или частично проводимые в Интернете. Валидность – это оценка проведенного эмпирического исследования с точки зрения правильности его организации и возможность считать результаты и выводы достоверными. Методологическая триангуляция – это применение разных методов сбора данных в рамках изучения одной проблемы.

Стратегический план исследования является поисковым, таким образом, исследование направлено на более детальное изучение особенностей качественных методов исследования и выявление специфики данных Интернтет-контента.

Формирование выборки. Генеральной совокупностью являются студенты и молодые профессионалы, юноши и девушки в возрасте от 17 - до 25 лет, проживающие в России. Численность испытуемых составляет 10 человек, не считая участников форумов. Для участия в глубинных интервью при формировании выборки использовалась методика снежного кома. Среди Интернет-источников были охвачены наиболее посещаемые молодежные форумы: Молодежный форум Reliz (www.reliza.net) – 4664 зарегистрированных пользователей, Студенческий форум Ostudent (www.ostudent.ru) – 6428 зарегистрированных пользователей и Форум студентов (www.stydenty.ru/forum) – 4405 зарегистрированных пользователей.

Рекомендуем посетить:

Подходы к исследованию ассертивного (уверенного) поведения подростков
Ассертивность - термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert - настаивать на своем, отстаивать свои права. В обыденной речи употребляется редко, но в психологическом жаргоне с недавних пор ут ...

Виды планирования коррекционных занятий с детьми с нарушением речи
Планирование логопедических занятий по форме может быть календарно-тематическим, с указанием лексических тем, задач и сроков, преспективно-тематическим, где предусматривается деление учебного материала на периоды, ежедневное планирование ...

Тайны языка тела
Кинесика наука, занимающаяся исследованием языка тела, называется кинесикой. Она различает два вида сигналов — аналоговые и цифровые. Аналоговые — неязыковые — сигналы являются непосредственными, образными, построенными на аналогии с явле ...