Сознание как идеальное отражение действительности

Психологические материалы » Сознание как идеальное отражение действительности

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией, а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание, прежде всего о собственном духовном опыте – это центр между первым и вторым. То есть сознание это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. В Новое время же человек отказывается от Бога. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт объявил, что акт "я мыслю" есть основание существования человека и мира.

Поскольку сознание – есть свойство материи, отраженный мир, то возникает вопрос – как этот мир существует в сознании? А.Г.Спиркин определяет сознание как идеальное отражение действительности превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни.

Отражение – это свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств и состояний особенности других систем. Сознание – субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Образ предмета – это идеальная форма бытия предмета "в голове" человека. Это не означает, что в голове есть реальные признаки как такового (мыслимый огонь не жжет наш мозг, образ снега не делает его холодным), но содержит эти реальные признаки (жар и холод) как образ. В идеальной форме предмет лишается своего материального субстрата (носителя). Эта форма, которая заменяет любой материальный субстрат, сохраняет свойства, качества, сущность вещей и их связи. Условие идеального образа мира является физиологические материальные процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека. Материальной основой психики человека, поэтому являются нейрофизиологические процессы в мозгу. От уровня структурной организации мозга зависит уровень его отражательных способностей. Бытие идеального носит функциональный характер и выступает как образ предмета и ценностное суждение, как цель и план деятельности и т.д.

Рекомендуем посетить:

Практические рекомендации по оптимизации учебной деятельности в классах разного профиля.
На основании проведённого анализа литературы и анализа полученных результатов, мы разработали следующие рекомендации, которые помогут создать старшекласснику благоприятные условия для развития, самоактуализации, личностного роста, а, след ...

Основные факторы, влияющие на успешность воспитания
В педагогической литературе описано много вариантов различных ситуаций успешного воспитания и обучения. Среди них: ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко), непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова), эмоционального заражени ...

Определение понятия «конфликт». Природа социального конфликта.
«Конфликт», как и многие другие понятия, имеет несколько вариантов трактовки. Так в широком понимании этого слова конфликт – столкновение сторон, мнений, сил. Однако, по мнению Замедлиной Е. А., при подобном подходе можно считать, что ко ...