Образ «Я» ребенка-дошкольника

Страница 2

Как следствие у ребенка возникают:

· новое отношение к себе;

· новые связи между переживаниями;

· борьба переживаний;

· противоречие переживаний;

· изменение содержания переживаний.

Когда ребенок понимает свои переживания, когда возникает внутреннее отношение к тому, что переживается и как, тогда и совершается изменение переживаний. Следовательно, возникает новое единство средовых и личностных моментов, которые делают возможным новый этап развития- школьный возраст.

3. Обобщение переживаний

.

Впервые появляется феномен обобщения переживаний, который становится основой логики чувств. Пример: умственно отсталые дети, каждый раз проигрывая, оказываясь в неудаче, тем не менее не испытывают чувства собственной малоценности. Тысяча отдельных неудач, а общего чувства малоценности нет! У нормального же ребенка младшего школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е. если с ним много раз случалась какая-то ситуация, то у него возникает аффективная реакция, связанная с переживанием неудачи.

4. Перестройка потребностей, возбуждений, переоценка ценностей.

5. Новое отношение ребенка к среде.

Для ребенка изменение отношений к среде означает, что и сама среда изменилась. А значит, изменился и весь ход развития ребенка. Наступила новая эпоха в развитии, изменяются интересы и цели деятельности.

6.Обобщенное отношение к самому себе

.

Появляется понимание своей человеческой ценности и уважение к себе. Возрастает уровень требований к самому себе, к собственному успеху, положению. Происходит активное формирование самоценности.

7. Обобщенное отношение к окружающим

.

Перестраивается социальная позиция по отношению к окружающим людям, авторитету матери, отца.

Вся совокупность изменений приводит к явлению, называемому кризисом

личности, когда ребенок совершает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением его личности, а не с мгновенным желанием, т.е. мотив дифференцирован от ситуации.

Особое звучание данная проблема приобретает сегодня, в условиях реструктуризации системы российского образования. Поэтому идет активный поиск эффективных путей подготовки детей к обучению в школе.

Многие исследования свидетельствуют о том, что трудности в обучении испытывают те дети, которые не готовы к новой социальной роли ученика.

Изменение статуса вчерашнего дошкольника на сегодняшнего первоклассника по-особому переживается и самим ребенком. Поэтому по оценкам специалистов является актуальным формирование у дошкольника образа будущего школьника, который поможет ему адаптироваться к социально значимой позиции ученика в системе общественных и межличностных отношений, научит оценивать свою социальную сущность.

Исследования И.С. Кона, В.В. Столина [7] позволяют отметить, что образ «»Я» мотивирует деятельность личности, участвует в целеобразовании, детерминирует отношения с окружающими, может влиять на развитие тех или иных черт и на развитие личности в целом.

Следовательно, образ будущего школьника является социальным образованием и включает в себя следующие компоненты:

1.) когнитивный

(отражает насыщенность и сложность образа, который характеризуется наличием и разнонаправленностью знаний о себе);

2.) мотивационный

(характеризуется представлениями о способах поведения и общения, а также доминирующими мотивами, включает основы школьной мотивации);

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Сознание как высшая ступень развития психики
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и прео ...

Особенности социально-психологического тренинга
По мнению А.С. Прутченкова [26] социально-психологический тренинг - это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы; это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются, вопросы развития ...

Особенности проведения обследования детей дошкольного возраста
Чем младше ребенок, тем более непосредственным может быть его поведение в ситуации взаимодействия (у ребенка нет рефлексивного анализа того, как его поведение оценивают другие взрослые). Ребенок естественен в своем поведении, которое пока ...