Целесообразным является участие психолога в осмотре места дорожно-транспортного происшествия (ДТП), он может оказать помощь в воспроизведении психологической стороны происшествия. Участие специалиста-психолога будет ценным в допросе свидетелей, потерпевших, при очной ставке, следственном эксперименте и др. процессуальных действиях. Психолог помогает более эффективно провести допрос лиц, страдающих физическими и психическими недостатками, особенно такая помощь необходима при допросах умственно отсталых субъектов.
Специалист-психолог помогает следователю установить психологический контакт с допрашиваемым (обвиняемым, свидетелем, потерпевшим, и др.), оказать активное психологическое воздействие на лицо, подлежащее допросу, выявить отдельные качества и психологические особенности субъекта расследования (темперамент, характер и др.).
Психолог может участвовать в обыске, с его помощью будут определены возможные места сокрытия поиска, психологические особенности личности обыскиваемого (характер, темперамент; тип мышления и др.), его реагирование на действия следователя.
Необходимо участие психолога в предъявлении для опознания. Психолог обращает внимание на следователя, на особенности личности опознающего, определяет тип опознания, помогает ликвидировать конфликтные ситуации, установить психологические барьеры для опознания и т.п.
Специалист-психолог может участвовать во всех следственных действиях по усмотрению органа, ведущего расследование.
Важнейшей формой применения достижений психологической науки является назначение и проведение судебно-психологической экспертизы.
Действующее законодательство подробно регламентирует производство экспертизы (ст. 79 – 82; 184-194 УПК РСФСР).
Эксперт-психолог активно участвует в процессе доказывания, и его права и обязанности четко определены процессуальным законом. В соответствии со ст. 82 УПК РСФСР он вправе:
Ø ознакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;
Ø заявлять ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
Ø с разрешения следователя присутствовать при производстве допроса и других процессуальных действиях и задавать допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету экспертизы.
Эксперт психолог обязан явиться по вызову лица производящего расследование, и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. В случае отказа или уклонения эксперта-психолога от выполнения своих обязанностей без уважительных причин или даче им заключения заведомо ложного, он несет ответственность по ст. 181, 182 УПК РСФСР.
Судебно-следственной практике известны случаи непроцессуального использования специальных психологических познаний.
Непроцессуальная форма участия сведущих лиц в расследовании преступлений не регулируется нормами УПК, а осуществляется либо согласно ведомственным инструкциям, либо по усмотрениям следователя (организационно-тактические действия). Непроцессуальная форма использования специальных познаний психолога включает в себя консультации следователя по вопросам, требующим специальных психологических познаний, составление различных справок по поручению следователя, использование результатов внесудебного психологического исследования.
Консультант-психолог – это сведущее в психологии лицо, не имеющее четко определенного процессуального статуса (как эксперт или специалист), но применяющее свои социальные знания для разъяснения следователю и суду значимых для дела фактов и обстоятельств с позиции психологической науки.
Психолог-консультант помогает правильно понять причинно-следственные связи, специфику поведения людей в конкретной обстановке, выработать комплекс действий. Психолог информирует следователя о закономерностях протекания тех или иных психических процессов, психических типичных состояний, устойчивых психических особенностях личности.
Рекомендуем посетить:
Определение потребностей.
Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющее собой отражение нужды организма в чем – либо. Потребности разделяются на два класса: биологические и информационные.
Биологические потребности являются быстр ...
Основные подходы к изучению социальных стереотипов в отечественной и
зарубежной психологии
Длялправильного понимания и адекватного рассмотрения проблемы стереотипности поведения необходимо прежде всего определить сущность и содержание понятия «стереотип».
Стереотип - эмоционально-оценочное образование. Природа его складывается ...
Классификация задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения разв ...