Рис. 1. Пример оптической иллюзии
Все горизонтальные линии на этом рисунке являются идеальными прямыми, параллельными горизонтальной оси На рис. 2 показана регулярная сетка, в узлах которой расположены круги небольшого размера. Это классический пример, демонстрирующий оптическую иллюзию в самой простой форме. Испытуемому предлагается подсчитать количество кружков разного цвета. Обычно уже после обработки первого ряда начинают путаться люди с самой устойчивой психикой и идеальным зрением.
Рис. 2. Пример иллюзии восприятия тонов
Трудно подсчитать число кружков черного и белого цвета, размещенных на этом рисунке Человеческий мозг воспроизводит образы (и цвет в том числе) методом «дорисовывания». То есть, когда Вы мельком видите что-либо, мозг дорисовывает картину увиденного подставляя самый подходящий образ из сознания (ранее увиденного и воспринятого). Так если Вы увидели незнакомый предмет (ничего подобного никогда не видели), то Вам потребуется не в пример больше времени, нежели в случае, когда Вы были бы знакомы с аналогами данного предмета.
Данная особенность помогает человеку быстрее ориентироваться в пространстве. Человеческий мозг (сознание) обладает поистине широкими возможностями адаптации. Если в комнате полумрак, через несколько секунд Вы уже приспосабливаетесь к данному освещению. Вечером, при свете ламп накаливания (цвет свечения которых желтый) мы видим белые предметы белыми. Наш мозг, зная о том, что лист бумаги должен быть белым, корректирует восприятие цвета исходя из данного предположения.
Рис. 3. Оценка воспринимаемой информации
Адаптивность зрения является причиной зрительных иллюзий. На рисунке 3 Вы можете видеть два таких примера. В первом случае картина состоит только из зеленых и розовых квадратиков, хотя кажется, что присутствуют еще и красные (в нижней части). Во втором же случае, кажется, что третий круг (внутри прямоугольников) самый темный, хотя на самом деле они одного цвета. По этой причине, в оценке цвета нежелательно полагаться исключительно на собственное зрение.
Цвет
– одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как зрительное ощущение. Зрительные ощущения возникают под действием на органы зрения света – электромагнитного излучения видимого диапазона спектра.
Воздействие цвета на человека многогранно. В повседневной жизни он определяет наше настроение и самочувствие, оказывает влияние на работоспособность и психологическое состояние. Поэтому понимание того, что на самом деле представляют собой цвет, психология его восприятия и механизмы воздействия на цветовые рецептор нашего глаза очень важно для правильного применения его на практике.
Для того чтобы «увидеть» цвет, нужны три вещи:
· источник света;
· объект;
· ваш глаз (приемник излучения).
Источник света
Объект
Глаз человека
Существует два аспекта восприятия цвета и света:
• Первый аспект – биология.
• Второй аспект – физика. Свет попадает на квадрат и отражается
С биологической точки
зрения ощущение цвета возникает в мозге при возбуждении цветочувствительных клеток – рецепторов глазной сетчатки человека или другого животного, колбочках. У человека и приматов существует три вида колбочек – «красные», «зелёные» и «синие», соответственно.
Светочувствительность колбочек невысока, поэтому для хорошего восприятия цвета необходима достаточная освещённость или яркость. Наиболее богаты цветовыми рецепторами центральные части сетчатки. Физиологами и оптиками давно установлен факт избирательной чувствительности человеческого зрения к волнам различной длины (рис. 2). В упрощенном изложении, без привлечения графиков чувствительности палочек и колбочек, это значит, что в обычных обстоятельствах человек хорошо воспринимает зеленый цвет, несколько хуже – красный и хуже всего – синий цвет. Каждое цветовое ощущение у человека может быть представлено в виде суммы ощущений этих трех цветов (т. н. трёхкомпонентная теория цветового зрения). Заметим, что у птиц и рептилий зрение четырёхкомпонентно и включает рецепторы ближнего ультрафиолета, выше 300 нм. При восприятии цвета наиболее высокочувствительные рецепторы сумеречного зрения – палочки – автоматически отключаются.
Рекомендуем посетить:
Понятие самооценки в
современной психологии
В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Исходным для ее анализа служит традиционное представление о том, что самооценка функционирует как часть самосознания. При всей бесспорности такого по ...
Понятие креативности
«Креативность»
(от английского слова «creativity») — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность — это способность творить, создавать, привносить чт ...
Цели и задачи специальной психологии, методы и принципы
Специальную психологию можно определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замед ...