Структура личности и механизмы психологической защиты

Психологические материалы » Структура личности и механизмы психологической защиты

Страница 2

основано на конкретных фактах, на том, что можно увидеть, понюхать, потрогать руками. Человек, у которого доминируют ощущения, более адекватно, чем интуитивный, реагирует на конкретную ситуацию, но, вместе с тем, более зависим от нее. Таким людям чуждо фантазирование, они предпочитают «синицу в руках журавлю в небе». Критериями в принятии решений для них являются опыт окружающих и здравый смысл. Относящиеся к сенсорному типу предпочитают учиться на фактах, которые преподносятся им последовательно.

Взаимное непонимание людей интуитивного и сенсорного типов нередко становится предметом шуток и анекдотов. Однако в этом нет ничего смешного. Непонимание и, связанные с ним, трудности в общении могут быть очень болезненными. А начинается это с различий в восприятии: один видит лес, а другой – деревья. Кто же из них не прав?

При рассмотрении мыслительного и чувствующего типов следует иметь в виду, что Юнг использовал данные определения для описания процесса принятия решений. Важно помнить, что «мыслительному» - совсем не чужды чувства, а «чувствующий» - способен думать. Оба типа могут быть в равной степени интеллектуальными и эмоциональными. В данном случае, речь идет только лишь о процессе, который представители этих типов предпочитают при принятии решений.

У мыслительного типа ярче, чем у чувствующего проявляется способность к обобщениям, абстрагированию, логическим суждениям. В обработке информации и при принятии решений представители этого типа считают оправданным объективный подход, имеющий четкие законы и правила. Принимая решение, представитель мыслительного типа предпочитает быть аналитиком, логичным и беспристрастным. Представителям чувствующего типа, в большей степени, свойственны субъективизм и гуманность. Для них важно, как принятие решения может повлиять на других. Им свойственно отождествлять себя с другими и остро чувствовать чужую боль. При принятии решения представители чувствующего типа этическими категориями руководствуются больше, чем категориями логическими.

Внутренняя и внешняя (при взаимодействии с миром) гармония, по Юнгу, возможна при гармоничном сочетании всех четырех психических функций. Чтобы ориентироваться, мы должны обладать функцией, которая подтверждает, что нечто имеет место - ощущение; вторая функция устанавливает, что именно наличествует – мышление; третья решает, подходит нам это или нет, хотим ли мы принять это – чувствование; четвертая функция указывает, откуда это пришло и к чему приведет – интуиция.

К сожалению, у человека эти четыре функции развиты неравномерно. Обычно одна из них доминирует и еще одна – сопутствует. Две оставшиеся – выражены слабо и находятся в бессознательном состоянии. Чем более развиты доминирующая и сопутствующая функции, тем более антагонистичны им их противоположности.

Юнг всегда подчеркивал, что нельзя говорить о том, какой из описанных типов лучше. Каждый из них имеет свои достоинства и преимущества, точно так же, как и свои относительные слабости. Например, преподаватель мыслительного типа склонен к систематизации и логическому построению и обоснованию излагаемого материала. Этим он положительно отличается от преподавателя интуитивного типа, который часто отвлекается от темы, перескакивает с вопроса на вопрос. Однако преподаватель интуитивного типа, в большей степени, чем коллега мыслительного типа способен к предвидениям и прогнозам.

Динамические личностные модели, безусловно, являются более сложным структурным описанием личности, поскольку учитывают не только составляющие личность структурные элементы, но и существующие между ними взаимосвязи, особую внутриличностную динамику. Типичным примером такого сложного структурного описания личности является модель личности, предложенная З.Фрейдом.

Личность, по З.Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент – «Id» (Оно) – резервуар бессознательной энергии, называемой либидо

. «Оно» включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно: Эрос – инстинкт удовольствия и секса и Танатос – инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. «Оно» ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других, т.е. «Оно» действует согласно принципу удовольствия.

Второй компонент личности – «Ego» (Я). Это – разум

. «Я» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Именно «Я» находит компромиссы между неразумными требованиями «Оно» и требованиями реального мира – оно действует согласно принципу реальности

. «Я» пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании импульсов, исходящих из «Оно». «Я» – исполнительная власть личности.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Восприятие эмоциональных состояний других людей младшими школьниками с умственной отсталостью
Восприятие человека является начальным этапом общения. Почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояниях. А. М. Щетинина отмечает, что основным информативным внешним признаком в опознании деть ...

Сходство и различия концепций Ж. Пиаже и Л.С. Выготского
Ж. Пиаже и Л.С. Выготский посвятили свои жизни изучению того, как человеческие существа достигают способности конструировать и обмениваться теоретическими представлениями о мире и друг о друге. Каждый предложил эпистемологию, признающую р ...

Переговоры с ориентацией на модели “выигрыш — проигрыш”
Конфликтующие стороны или хотя бы одна из них могут быть ориентированы на завершение конфликта посредством переговоров в рамках модели “выигрыш — проигрыш”, оценивая ситуацию как “игру с нулевой суммой” (т.е. как ситуацию, в которой интер ...