Но симпатическая система не единственная, отвечающая за ответную реакцию организма. Часто ее активация сопровождается также и активацией антагонистической парасимпатической системы. Вследствие этого стрессовая ситуация может проходить относительно спокойно, когда организм, благодаря мобилизации своих резервов, справляется с напряжением, а после прекращения воздействия проявляются вялость и апатия. Действие парасимпатической системы обычно носит более длительный характер, потому после сильного эмоционального отреагирования наблюдается резкий спад активности многих внутренних органов. Последовательность участия симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы представлена на рис. 1.
Рис.1 Схема взаимозависимости процессов коркового возбуждения и торможения, а также возбуждения симпатической и парасимпатической систем.
Как было доказано Селье, сильное эмоциональное возбуждение воздействует на организм через нервный и гуморальный механизмы (см. рис. 2).
Рис.2 Два направления изменений под влиянием эмоциональных раздражителей.
Характер вызванных изменений, в первую очередь, зависит от силы эмоционального возбуждения. Резкое и сильное воздействие вызывает торможение активности внутренних органов, в то время как менее интенсивное, но более длительное воздействие усиливает эту активность, мобилизируя резервы организма и направляя их на преодоление негативной ситуации.
Анализ экспериментальных данных, касающихся влияния эмоций на телесные функции, позволяет сформулировать несколько общих выводов. Эмоциональный процесс, возникающий в центральной нервной системе, активизирует вегетативную нервную систему, а также ось гипофиз — надпочечники, вследствие чего возникает сложный комплекс изменений в деятельности организма.
Изменения, происходящие в организме под влиянием эмоциональных процессов, являются прежде всего результатом приспособления организма к ожидающим его задачам. Эмоции, которые характеризуются значительным повышением уровня возбуждения, приводят к изменениям, подготавливающим организм к усилию, борьбе, бегству. Изменения могут носить также и более специфический характер, что связано с особенностями некоторых эмоций — комплексы реакций, проявляющиеся при гневе и страхе, будут, видимо, несколько отличаться друг от друга.
Некоторые особенности функциональных изменений связаны с включением механизмов контроля или торможения; например, чрезмерно сильное возбуждение симпатической системы приводит к компенсаторной активации парасимпатической системы. Некоторые функциональные изменения являются следствием дезорганизации активности из-за чрезмерного возбуждения, вызывающего признаки нарушения адаптации (например, мочеиспускание или диарея при страхе).
Уменьшение эмоционального возбуждения, связанное с пассивными отрицательными эмоциями (безнадежность, печаль, подавленность), приводит, по-видимому, к снижению активности организма в целом. При слишком низком уровне активации, связанном с подавленным настроением, также проявляются признаки нарушения адаптации.
Изменения в деятельности внутренних органов характеризуются, как правило, высокой степенью лабильности, поэтому измерение одного и того же параметра в различные моменты развития эмоционального процесса может давать разную информацию.
Изменения в деятельности организма не являются идентичными для всех людей. В общем комплексе реакций, характерных для того или иного класса эмоциональных явлений, могут наблюдаться существенные различия, связанные с индивидуальными особенностями людей. Кроме того, разная сила одной и той же эмоции будет вызывать различные конфигурации изменений в деятельности внутренних органов.
Рекомендуем посетить:
Характеристика ценностных ориентаций молодежи
Чтобы рассматривать проблемы молодёжи, необходимо представлять себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп.
Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную ...
Невербальные средства общения в процессе восприятия человека человеком
Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам, интонация голоса, а также различные сочет ...
Мотивация учебной деятельности студентов
Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз, что во многом зависит от ракурса изучения этого вопроса, а также от произошедших за последние годы социально-экономических и политических изменений в нашей стране. Все же можно отмет ...