Открытие закономерностей изменений высшей нервной деятельности в ситуациях завышенного функционирования организма принадлежит русскому физиологу Павлову. Согласно его теории экспериментального невроза, «при определенных внешних воздействиях, требующих максимального функционального напряжения высшей нервной деятельности, происходит срыв нервного процесса в сторону торможения или в сторону возбуждения» [16, 11]. Срыв в сторону торможения приводит к общей вялости живого существа, нарушению безусловнорефлекторной деятельности, в крайних случаях к смерти. Срыв же в сторону возбуждения, наоборот, вызывает общее двигательное возбуждение, нарушение сна. В настоящее время экспериментально подтверждены случаи срывов высшей нервной деятельности в ситуациях функционального перенапряжения.
Павлов не был единственным советским ученым, разрабатывающим теорию стресса. Например, еще в 1934 году Д.Н. Насонов открыл, что содержимое животной клетки (протоплазма) одинаково реагирует на изменение условий окружающей среды. Этот стереотипный ответ был назван «паранекрозом». Таким образом, Насонов описал стресс не на уровне организма, а на клеточном. К.И. Погодаев определял стресс как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации при помощи единых гуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции.
Влияние вегетативной нервной системы на формирование стресса подробно рассмотрено в теории Орбели об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы. Согласно этой теории, иннервация симпатической нервной системы приводит к изменению «функциональных свойств и функциональных способностей тканей и органов и, таким образом, приноравливает размер выполняемой работы и степень реактивности органов к условиям данного момента» [16, 13]. Однако влияние парасимпатического отдела вегетативной нервной системы на формирование стресса данным автором не рассматривалось.
В теории эмоционального реагирования Геллгорна рассматривается взаимодействие симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы в отношении их влияния на стрессорное реагирование. Основная роль отводится гипоталамусу, который является центральным представителем вегетативной нервной системы, связан с корой головного мозга, особенно с лобными долями, и с подкорковыми структурами и отвечает за эмоциональное реагирование. Воздействие на различные части гипоталамуса приводят к вегетативным сдвигам, характерным для естественного изменения эмоционального состояния, положительного или отрицательного. Иннервация симпатического отдела приводит к возбуждению коры головного мозга, а также к тем вегетативным, соматическим и гуморальным сдвигам, которые описывали Кеннон и Селье (подробнее они будут рассмотрены во второй главе). Активность парасимпатического отдела приводит к общему расслаблению и нарастанию депрессивного состояния.
Однако после событий Второй Мировой войны термин «стресс» стал настолько популярен, что было решено переименовать его в «эмоциональный стресс». В содержание этого термина включали так много различных понятий: и первичные эмоционально-психические реакции, и эмоционально-психические синдромы, возникающие на основе телесных повреждений, и аффективные стрессовые реакции, и лежащие в их основе физиологические процессы – что это привело к смешению психофизиологическиго и физиологического значений данного явления. Разграничить данные понятия попытался Р. Лазарус, который выдвинул концепцию о разграничении физиологического стресса, связанного с реальным (физиологическим) раздражителем, и психического (эмоционального) стресса, при котором реакцию определяет субъективная оценка человеком ситуации как угрожающей. В настоящее время столь явного разграничения нет, так как в основе любого стресса лежат как физиологические, так и эмоциональные элементы.
Рекомендуем посетить:
Личность, как социо-культурное образование
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его созна ...
Психологические основы адаптации младших подростков к условиям обучения
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. Однако для определения возможных путей ...
Принципы исследования психологи больших социальных
групп
Содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами. Малые группы и межличностное общение оказываются в роли посредни ...