М.В. Баробанова считает, что на развитие синдрома «эмоционального выгорания влияет группа организационных факторов [1]:
- повышают риск развития «выгорания» неблагоприятные условия труда, организация работы, которая не удовлетворяет специалиста; слишком высокое разнообразие выполняемых специалистом работ; низкая возможность повышения квалификации;
- напряженные отношения с руководителем и неблагоприятные отношения в коллективе повышает риск развития «выгорания»;
- неудовлетворенность размером заработной платы
А. Пайнс установил связь профессионального выгорания с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководителя.
Основные составляющие эмоционального выгорания:
1. Условия работы – основной упор при изучении этих факторов был сделан на временные параметры деятельности и объём работы. Повышенная нагрузка в деятельности стимулирует развитие эмоционального выгорания. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень эмоционального выгорания, но этот эффект носит временный характер. Уровень эмоционального выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.
2. Содержание труда – данная группа включает количественные и качественные аспекты работы с пациентами: количество, частоту их обслуживания, степень глубины контакта.
3. Социально-психологические факторы – взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали [3].
Замечено, профессиональное выгорание может быть «инфекционным» когда это явление наблюдается не только у отдельных людей, но и у целых организаций, которое проявляется в том, что у большинства сотрудников присутствуют эмоциональные или физические состояния с одинаковыми симптомами и формами поведения. Происходит стирание индивидуальных отличий работников. Они становятся неестественно похожими и одинаковыми: исчезает вера в позитивные изменения своими силами.
Причины профессионального выгорания организаций
1. Противоречия в стратегии и тактике руководства;
2. Чрезмерные, невыполнимые требования к работникам;
3. Передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий;
4. Отсутствие объективных критериев оценки результатов труда;
5. Неэффективная система мотивирования и стимулирования труда.
Симптомы выгорания организаций: Неадекватная текучесть кадров: 100% в год и более. Частые перекуры и чайные перерывы - более 30% времени. Профессиональная зависимость персонала от руководителей. Постоянная критика управления и беспомощность перед ним. Конфликтность персонала.
Со стороны окружающих эти явления могут быть неосознанно и не правильно поняты [5, 50].
Рекомендуем посетить:
Проблема кризиса в
подростковом возрасте
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст (11 - 15 лет). В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, заклады ...
Понятия стандартизации, надежности, валидности как основные
психометрические свойства методик
К основным психометрическим свойствам относят валидность, надежность, репрезентативность и достоверность.
НАДЕЖНОСТЬ - одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагностической методики (теста). Надежность - ...
Типы супружеских отношений и профили брака
Часто мы говорим «счастливые жених и невеста», нередко читаем на страницах книг «они прожили жизнь в счастливом союзе». Но существуют ли какие-то критерии счастливого супружества и, что оказывает влияние на их изменения?
Отношения к брак ...