Сколько лет жил мой дедушка? «И что это тебя дедушка интересует? Ты же его почти и не видел. Жил, сколько положено. А бабушка и сейчас живет, сам знаешь. Когда она умрет? Что ты заладил – умрет, умрет. Все мы умрем когда-то, т. е. никто не будет умирать. А как же дедушка? Дедушка, то есть болел, поэтому и умер. Ты тоже болеешь? Да разве это болезнь – ОРЗ? От него не умирают, так что не волнуйся. Вот, подумай, что ты сказал дяде: «Не хочу вырастать, а то я умру». Жизнь надо прожить вначале. А ты чуть что – и в слезы. Вспомни, последний раз из-за чего заплакал - поранил палец и вообразил, что вся кровь вытечет. Не вытечет, ее много. Сколько? Ну, уж это врачи знают. На то они и врачи. И ты хочешь врачом стать? Зачем? Чтобы лекарство от смерти придумать? Ну и фантазер же ты! И что вы у меня все такие чувствительные? Сестра твоя, тоже в 5 лет, спрашивала, помню: «А я не умру?». А однажды, когда промочила ноги, и мы ее ругали, сказала: «Жизнь моя кончилась!». Как видишь, живет, большая уже стала и тобой ссориться. А мысли свои из головы выбрось и успокойся. Мало ли в жизни будет неприятностей! Да, совсем забыла, через два дня тебе аденоиды удалять будут. Да не бойся, это совсем не больно. Чик, чик – и готово. Дышать сразу легче будет. А то ночью вон как плохо спишь, кричишь. Говоришь, что падаешь куда-то. Значит. Растешь, да и аденоиды виноваты. Вот удалим их – все в порядке будет».
Ежедневно многие родители ведут подобные разговоры с детьми, пытаясь, каждый раз по-своему отвечать на интересующие их вопросы. Некоторые просто отмахиваются от детских проблем, как от назойливой мухи, будучи вечно занятыми, спешащими и эмоционально неглубокими. Страх смерти присущ большинству детей старшего дошкольного возраста, но далеко не у всех он звучит внешне, проявляется в чем-либо. А есть дети, которые этот страх, как и многие другие страхи, не испытывают вообще. Обычно у них низкая эмоциональная чувствительность, отсутствуют глубокие переживания, чувства поверхностны и мимолетны, интересы – неустойчивы, и звезд с неба, как говориться, они не хватают. Это обычно дети от родителей с хроническим алкоголизмом. Но страх может отсутствовать и у детей без каких-либо отклонений, родители которых общительны, хорошо контактны, являются примером уверенного в себе, адаптивного поведения.
В большинстве случаев страх смерти носит перманентный, не видимый внешне характер и проявляется от случая к случаю, в особых, драматически заостренных жизненных ситуациях, например: при болезни, разлуке с близкими, испугах и конфликтах. В большей степени страх смерти представлен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей и, как многие другие страхи, носит преходящий, возрастной характер, т. е. его надо пережить, осознать как часть своего жизненного опыта.
Почему же возникает данный страх? В нормальном варианте он не появляется вдруг, внезапно, а исподволь, постепенно, как отражение особой фазы развития самосознания – осознание своего «я» во времени. Это было бы невозможно без понимания в общих чертах таких категорий, как время и пространство, начало и конец, жизни как таковой, поскольку с 5 лет интенсивно развивается абстрактное мышление и возрастает активность в познавательной области. Одновременно ребенок еще достаточно эмоционален, чтобы переживать волнующее его открытие – то, что он умрет в конце концов, как и все остальные люди. До этого он наивно верил, что будет жить вечно, отражая в этом потребность в постоянстве окружающего мира и себя как его неотъемлемой части. Однако подобная потребность вступала в противоречие с реальной действительностью. Его ближайшее окружение постоянно подвергалось изменениям. Кто-то прибывал, кто-то уходил навсегда, да и отношение к заболеваниям. Несчастным случаям стало иным. Они стали осознаваться как конкретная опасность, как угроза для продолжения жизни, как ее конец.
Еще раньше ребенок постиг значение начала: то, что он родился, что его когда-то не было – и вот он есть. Тут бы радоваться жизни, а она. Оказывается, должна когда-то кончиться. Возникающий страх смерти и есть осознание этого события, своего рода эмоциональный протест против рациональной необходимости умереть. Даже при своей максимальной выраженности он не находится в центре сознания и не беспокоит ребенка, если не спросить его об этом прямо. Тем не менее, страх смерти находит свое отражение во всех страхах, типичных для детей 5-7 лет (у каждого второго): нападение животных, глубины, огня, пожара и войны. Ничего удивительного – все они символизируют опасность для жизни, пусть и на уровне воображения. Причем девочки боятся значительно чаще, чем мальчики, т. е. у них более выражен лежащий в основе страха смерти инстинкт самосохранения. То же относится и к характерной для данного возраста боязни крокодила и Змея Горыныча, более присущей девочкам. Это и понятно. Интенсивно, через многие поколения закрепленный страх Чудовища – Дракона - прилетавшего, согласно народному эпосу, всегда внезапно, и сжигавшего все вокруг, забиравшего в неволю беззащитных – присущ в наибольшей степени именно представителям женского пола.
Рекомендуем посетить:
Степени умственной отсталости. Классификации умственной отсталости
В последние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Определенн ...
Система специальных учреждений для аномальных детей
Специальные образовательные учреждения могут функционировать для лиц:
1) с нарушениями речи - тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
2) с нарушением слуха - неслышащих, слабослышащих и поздноо ...
Сотрудничество педагога и учащегося: особенности
проявления в преподавании различных дисциплин
Подход к сотрудничеству между педагогом и учащимся может отличаться в зависимости от конкретной дисциплины и методических требований к ее преподаванию.
Так, социально-гуманитарные предметы, например литература, история, философия, культу ...