Начав формироваться как часть философской науки, постепенно взаимодействуя с другими науками (физиологией, физикой, химией, биологией, медициной и проч.) психология отделила от этих наук те области исследований, которые составляют сущность ее предмета, и взяла наиболее подходящие методы исследования. Право на существования психологии, как самостоятельной науки доказывается существованием у нее предметов исследования (психические процессы, бессознательное и пр.), обозначенных во множестве психологических парадигм и утвержденных, проверенных временем методов (психоанализ, эксперимент и пр.) исследования и изучения данных предметов. В самостоятельную науку психология выделилась в конце XIX начале XX века
Можно сделать выводы о том, что в первый период становления психологии как науки в рамках других научных дисциплин (IV-Vвв. До н.э. – 60-е годы XIXв.) Этот этап можно охарактеризовать как допарадигмальный.
Для него характерны:
1.накопление наблюдений, легко доступных для исследования,
2. затрудненность оценки логических противоречий, в результате чего любые исследование по праву считались одинаково ценными,
3.научные парадигмы задаются школами, в которых решающую роль играет авторитет руководителя, который и определяет степень утвержденности выработанных понятий и умозаключений.
4.нечастая смена доминирующих взглядов, что объясняется большим количеством «примеси» в формирующейся науке теории других, развитых наук.
Но все же в этот период не было завершено окончательное определение предмета и метода, не сформировалось научного сообщества профессиональных психологов и средств его общения, а также специализированных исследовательских центров или лабораторий еще не существовало.
Этап формирования парадигм (60-е годы XIXв. – настоящее время). явился эволюционной часть развития и становления психологии как науки,
Кризис психологии является не временным этапом развития, а частью эволюционного развития и становления психологии, как самостоятельной научной дисциплины, присутствующей в профессиональном психологическом сообществе постоянно.
Этап утверждения психологии, как самостоятельной науки (конец XIX начало XXв). В своем современном состоянии психология – активно развивающаяся, научная дисциплина с постоянно обновляющимся набором понятий и парадигм.
Рекомендуем посетить:
Социальные роли
В научный оборот термин «роль» ввели в 20-30-е годы американские исследователи Д.Мид и Р.Линтон. Последний определял роль как «динамический аспект статуса». Под статусом понималась какая-либо социальная позиция личности, а роль выступала ...
Структура комплексной сказкотерапии.
Комплексная сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности; развития творческих способностей, адаптивных навыков; совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром.
В структуру к ...
Понятие социальной адаптации
Развитие человека – сложный процесс. Этот процесс происходит под влиянием как внешних воздействий, к которым, прежде всего, относятся окружающая человека естественная и социальная среда, а также, специальная, целенаправленная деятельность ...