У меня давно сложилось мнение, что любому мужчине просто необходимо стать отцом в определенный момент его жизни, так как это очень поспособствует его дальнейшему жизненному росту и развитию. Конечно же, я рассматриваю ситуацию в рамках нормы и не затрагиваю какие-либо варианты отклонений от нее. Для мужчины рождение ребенка, это одновременно огромная радость и такая же огромная ответственность, которая достаточно резко сваливается на его плечи, но даже сильным мужским плечам нужна определенная помощь и психологическая поддержка. Буквально на первых месяцах после рождения ребенка существующий риск психических расстройств усиливается.
К тому же происходит очень сильный «жизненный переворот», то есть у мужчины недавно ставшим отцом происходит сильнейшая переоценка жизненных ценностей, стереотипов и принципов поведения.
Готовность к отцовству в психологическом аспекте характеризуется тем, как сформированы такие важные ее элементы, как:
- развитие личности отца, направленное на последующее воплощение и осознание всей возложенной ответственности;
- знаний об отцовстве, а именно роли и значения отца в семье и по отношению к ребенку;
- стереотипов и потенциальных направлений касательно детского воспитания;
- характеристики своей же готовности к отцовству.
Исследование реакции отцов касательно тесных контактов с новорожденными отражает тот факт, что мужчина в данных ситуациях часто как бы отдаляется от ребенка и даже испытывает некий дискомфорт эмоционального характера, когда женщины наоборот больше стараются идти на сближение со своими детьми.
В большинстве случаев мужчины практически не ухаживают за новорожденными детьми, более тесное общение с ребенком у них начинается с 1,5 – 2 лет, иногда и позже. Появление ребенка для отца с определенного рода трудностями материального, морального и бытового характера при минимуме развлечений различного характера. Тем не менее, всесторонне осведомленные отцы практически не ощущают тягот связанных с рождением ребенка, а даже наоборот испытывают как моральное, так и физическое удовлетворение от контакта с младенцем. Однако, в большинстве своем такое происходит, когда матери нету рядом. Это связано с тем, что новоиспеченный отец боится показать свои истинные чувства к ребенку, а так же показаться в глазах матери неуклюжим. Такая ситуация стимулирует развитие привязанности к младенцу.
Юношеские мнения на счет отцовства складываются из примеров поведения их отцов, внутрисемейных отношений жизненной позиции родителей и их влияния. Причем следует заметить, что у юношей из не полных семей представления об отцовстве формируются несколько иначе, активное влияние здесь оказывают отношения между его родителями. Например, если они складываются положительно, то юноша видит себя достаточно лояльным и справедливым отцом. В случае же отрицательного характера отношений существует вероятность формирования конфликтного и недружелюбного образа.
Мужчины, будучи воспитанными в неполной семье зачастую негативно воспринимают как отца, так и мать. Такое положение вещей способствует иному формированию их отношения ко всему, причем не в самом лучшем аспекте. Это в основном проявляется в попытках самоутвердиться, недоверии и тому подобное. Такой человек обычно является эгоистом, для которого собственные интересы на первом месте, но при всем этом семья для него много значит и имеет особый смысл.
Что касается воспитания в полной семье, то тут дело обстоит несколько иначе. Благодаря благополучию внутрисемейных отношений формируется более положительный и авторитетный образ отцовства.
Несмотря на некоторые похожие моменты в образах идеального отцовства имеет место значительные различия в акцентах, в том, как их расставляют юноши из полных семей в отличие от тех, кто воспитывался в неполных семьях.
В России с ее культурными и историческими особенностями, наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 90-х гг., хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим, отчасти, социологи объясняют обнаруженную в результате опроса сильную скрытую конкуренцию и рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе. /10, с. 5/
Между уровнем отцовского инстинкта и степенью зрелости отца как личности наблюдается определенная взаимосвязь. Главное препятствие раннего отцовства, а точнее сказать мужчин, ставших отцами достаточно рано еще не успев «созреть» состоит в том, что у них нету практически ни какого опыта в общении с ребенком из-за этого они не получают удовлетворения от этого. Подготовленный же отец, это любящий, понимающий и принимающий отец и такое же воспитание. Рассматривая отношение к ребенку у подготовленных (зрелых) отцов следует заметить, что у них есть желание воспитывать, учить и тому подобное. К тому же у них быстрее и сильнее проявляются настоящие мужские черты, а именно защита себя и семьи, большая внутренняя сила и энергия, принятие на себя ответственности.
Рекомендуем посетить:
К вопросу о взаимосвязи личностных ценностей и творческого потенциала
руководителей творческих коллективов
В настоящее время постоянные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества в последние годы влекут за собой радикальные изменения в психологи людей. Особую остроту сегодня приобретает обращение к личностному ори ...
Индивидуально-психологические особенности мышления
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (н ...
Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося, как стиль
взаимодействия
Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Базу этих отношений в технологии саморазвития составляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Это означает гумани ...