Формирование феномена отцовства

Страница 2

Например: женщина полностью посвящает себя и свое время ребенку и думает только о нем; или отец, который считает, что ему вовсе не обязательно общаться с ребенком, т.к. воспринимает все это как «женские глупости».

Считается, что для нормальной социализации ребенку нужно воспитываться в полной семье. Ребенок, выросший без отца, может иметь низкую самооценку, слабо и плохо сформированную половую идентификацию, а так же чрезмерную привязанность к собственной матери.

Изначально предполагается, что отношение отца, как к своему ребенку, так и к жене есть некая совокупность врожденных реакций направленных на защиту и заботу о своей семье, это так называемый «инстинкт отцовства» или как я его называю «родительский инстинкт».

И. С. Кон (1979), ссылаясь на данные психофизиологических исследований, отмечает, что родительские чувства отличаются большой пластичностью. Они гораздо сильнее зависят от воспитания, чем от истинного предрасположения. Так, сила эмоциональной привязанности матери к ребенку зависит от того, был ли этот ребенок желанным или нет, насколько тесным и длительным является контакт с новорожденным. Чем раньше и продолжительнее этот контакт, тем сильнее материнское чувство, когда инстинкт подкрепляется опытом и привычкой. Это также верно и по отношению к отцам. /6, с. 7-8/

Так называемая отцовская любовь к собственным детям является очень важным понятием даже для ребенка еще родившегося. Причем этот еще не появившийся на свет младенец дает будущему отцу прочувствовать «инстинкт отцовства». Мужчина в полной мере может почувствовать и взять на себя роль защитника, проявить свою любовь и прочие положительные эмоции, тем более, что всем эти чувства и факторы оказывают сильное влияние на развитие личности ребенка.

В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с мальчиками, живущими с матерями, и детей из полных семей. Мальчики, которые жили с отцами, проявляли лучшую адаптацию в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями./6, с. 8/

Из выше сказанного можно и следует сделать вывод о том, что личные качества отца, в том числе и любовь, дает ребенку чувство такого эмоционально-психологического благополучия, какого ему не может дать полном и необходимом объеме женщина, воспитывающая его без отца.

Так же как и в родительской любви, так и в отцовской можно выделить три составляющие. А именно: социальную; психологическую; биологическую.

Составляющие отцовской любви:

1)

Биологическая (инстинктивная).

«Отцовский инстинкт» по сравнению с материнским менее устойчив и зачастую имеет меньшую силу, он в большей степени выражен сексуально и необходим для организации защиты всего семьи и потомства. Это объясняется тем, что особенно в начале развития ребенка отец имеет наименьший физический контакт с ним нежели мать. Поскольку у мужчины нет возможности получить опыт родов, вынашивания, кормления грудью и т.п.

2)

Психологическая (эмоционально-чувственный и когнитивный компоненты).

И. С. Кон (1981) указывает на то, что отцы отличаются более строгим разделением эмоциональной и когнитивной реактивности по сравнению с матерями, кроме того, отцы менее чувствительны в эмоциональном плане. /6, с.9/

Другими словами, в самце (мужчине) должны быть те качества, которые помогут ему защитить семейство, когда беременная самка (женщина) наиболее уязвима. Таким образом, в самце поощряется агрессивность. Излишняя нежность отрицательно сказывается на способности драться в нужный момент. /цит. по Л. Б. Шнейдер, 2001, 6, с. 10/

3)

Социальная (поведенческий компонент, семейные нормы и правила).

Отцовские чувства, в частности любовь, характеризуется в первую очередь причинами социального происхождения (особенности культуры, номы социального поведения и т.п.).

Э. Фромм (2001) считает, что мужчина по своей природе должен развиваться, в данном случае такое развитие касается собственного разума. Так же постепенно вынужденно создается мир идей, устоев, жизненных приоритетов и тому подобное, это необходимые условия заменяющие природу и дающие некую базу для обеспечения как существования, так и безопасности. /6, с. 10/.

В отличие от подчинения матери, которое по своей структуре является связью природного характера, подчинение отцу – искусственное, т.е. созданное человеком и, как следствие имеет меньшую силу по сравнению со связью с матерью. То есть для ребенка очевидны различия между отцовской и материнской любовью. Такая разница особенно ощутима на первых стадиях онтогенеза из-за менее тесного контакта ребенка с отцом по сравнению с матерью.

Характеристика чувств и отношений отца и матери по отношению к ребенку выражается в гендерном несоответствии и обусловлена более поздним формированием института отцовства.

Гендер

– это понятие, характеризующее социальные представления о мужчине и женщине.

В мифологии отец представлен как властный, и даже грозный персонаж способный железной рукой управлять как семьей, так и людьми и событиями, происходящими в его жизни. Так же мужчина показан в качестве прародителя, главы своего рода. Данные мифологические образы формируются в стереотипы и прочно закрепляются в массовом сознании человечества.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Принципы исследования психологи больших социальных групп
Содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами. Малые группы и межличностное общение оказываются в роли посредни ...

Специфика формирования различных видов речи у детей с нарушениями слуха
Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. При этом они опираются на зрительное восприятие, подкрепленное речевыми двигательными ощущениями. Они не имеют возможности ...

Ведущая роль обучения в развитии аномального ребенка.
Положение о ведущей роли обучения в развитии аномального ребенка является одним из основных положений дефектологии. Своеобразие вышеописанных групп аномальных дошкольников определяет особенности специального обучения. В целях успешного у ...