Заключение

Данная работа отражает аспекты становления агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте. Рассматриваются различные факторы, которые могут служить источником усвоения агрессивных моделей: семейные отношения, взаимодействие со сверстниками в детском саду или школе, влияние наиболее доступных подростку средств массовой информации таких, как телевидение и интернет.

В первой главе рассматриваются эти факторы, и проводится анализ возможного влияния и мощности каждого потенциального источника и примера агрессивности. Также проводится анализ результатов нескольких исследований о влиянии СМИ на поведение.

Во второй главе рассматриваются индивидуальные детерминанты агрессивности. Здесь анализируется взаимосвязь личностных образований индивида с агрессивностью, описываются некоторые черты характера, которые детерминируют определенные виды эмоциональных реакций. Помимо этого во второй главе поднимается тема о влиянии установок и ценностей на явление агрессии и, в свою очередь, влияние агрессивности на установки и ценности. Также здесь проводится сопоставление и сравнение стратегий и особенностей агрессивного поведения в гендерном аспекте.

Третья глава посвящена исследованию особенностей подростковой агрессивности. При помощи двух методик исследуется соотношение осознаваемого (вербального) уровня агрессивности с неосознаваемым (невербальным) уровнем. Также проводится исследование уровней враждебности. В результате исследования сформулированная ранее гипотеза подтвердилась, и было выявлено соотношение между осознанным и неосознанным уровнем агрессивности.

Исследование в рамках данной работы имело цель сопоставить уровни агрессивности и сделать акцент на осознанных компонентах агрессивного поведения. Ведь в настоящее время оградить ребенка от источников возможного усвоения моделей агрессии практически невозможно. Жизнь современного человека, начиная с ранних лет, происходит в сложнейшем переплетении различных социальных институтов, и совершенно невозможно полностью контролировать извне процесс усвоения информации ребенком в ходе социализации. Таким образом, возможно, следует обратить внимание именно на развитие в ребенке навыков сознательного контроля и рефлексии, усилить влияние на культивацию и поддержание этих навыков. Ведь благодаря наличию этих способностей, грамотному усвоению основ морали и культурных ценностей, а также адекватному пониманию социальных последствий собственного поведения – процесс внешнего контроля может стать второстепенной задачей.

[1] Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. СПб.: “Академический проект” 2000 стр. 21

[2] Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М: Наука, 1981. стр. 34-38

[3] Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997. стр. 232-233

[4] Хрестоматия по социальной психологии. – М., Международная педагогическая академия, 1995. стр. 344-347

[5] Там же: стр. 348-349

[6] Майерс Д. Социальная психология. – СПб. «Питер», 1997. стр.214-216

[7] Майерс Д. Социальная психология. – СПб. «Питер», 1997 стр.217-220

[8] Психология агрессивного поведения. – ид-во «Феникс», 1998.

[9] Крайг Г., Бокум Д. Психология развития СПб. «Питер» 2006 стр.241-248

[10] Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль СПб. «Питер» стр. 541-547

[11] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия СПб. «Питер», 2000 стр. 314-323

[12] Изард К. Психология эмоций. – СПб. «Питер», 1999 стр. 201

[13] Хрестоматия по социальной психологии. – М., Международная педагогическая академия, 1995 стр. 379

[14] Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль СПб. «Питер» стр. 403-408

[15] Там же, стр. 418-420

[16] Бандура А. Подростковая агрессия стр. 191-199

[17] Келер Х. Загадка страха. М.: Москва, 2003 стр. 317-319

[18] Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль СПб. «Питер» стр. 427-430

[19] Майерс Д. Социальная психология. – СПб. «Питер», 1997 стр. 340-342

[20] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб. «Питер», 2000 стр. 564-570

[21] Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. СПб “Академический проект” 2000 стр. 97

[22] Голдберг Э. Управляющий мозг. М.: Смысл, 2003 стр. 300-301

[23] Психология агрессивного поведения. – «Феникс», 1998 стр. 115-116

[24] Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С.80-84.

[25] Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. М., 2000. – 384 с.

Рекомендуем посетить:

Использование представлений о норме развития в практике детского психолога
Определение степени «нормативности» того или иного человека или ребенка всегда было камнем преткновения психологической диагностики. Вообще, понятие «норма» по отношению к развивающемуся ребенку, к динамичному изменению не только отдельны ...

Как научиться применению сознательного самовнушения
Основные принципы метода могут быть выражены в нижеследующих немногих словах: В каждое данное мгновение можно думать только об одной вещи, — иными словами, две мысли могут проникнуть в наш разум только последовательно, одна за другой, ни ...

Понятие стресса
О стрессе говорят и пишут много, часто противоречиво. Что же такое стресс? Немов рассматривает стресс как разновидность аффекта, определяя его как «состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возни ...