Как часто именно в эту . пору в живом и горячем порыве отдает себя юность на всю жизнь на какой-либо подвиг и остается свободно верной всю жизнь свою ему . В юности достигает полноты субъективного и объективного своего созревания дар свободы». Может быть, юноша приходит к необходимости жить для Бога, в этом случае его духовная жизнь приобретает силу и глубину. Однако существует возможность и другого выбора. По мнению Зеньковского (5, C. 123)[4]: «Возможно даже, что юность в горении сердца и в чистом энтузиазме отдаст себя разрушению религии в мире .». Также может быть сделан выбор жизни, направленной на потребление и на материальную выгоду и т. д. Осуществление выбора таинственно в своей сути, и происходит в самой глубине сущности человека.
А.В. Мудрик писал, что в ранней юности «возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своей жизненной позиции».
Выбор собственного пути осуществляется юношей самостоятельно. В каком-то смысле это может показаться педагогическим фиаско: воспитывали, воспитывали, а он взял и выбрал совсем другое. Однако должное воспитание до юношеского кризиса не проходит бесследно. Юноша, имеющий опыт любви, милосердия, познавший радость ученичества легче выберет и в дальнейшем путь Добра, чем те, которые такой опыт не имеют. А.В. Мудрик писал (7, C. 259)[5]: «Старшеклассник неизбежно сталкивается с вопросами: кто же я сам в этом мире? Каково мое место в нем? Как относится ко мне мир? Как я сам отношусь к миру? Ответ на эти вопросы и составляет существо процесса определения себя в мире. Этот процесс протекает под большим влиянием тех ценностных ориентаций, которые сложились у человека к ранней юности».
Сформулированная главная задача вполне соответствует тому, что ведущей деятельностью юности считается поиск своего места в жизни.
В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого “я”. Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека.
Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Личностное самоопределение выступает основание собственного развития.
Такое понимание позволяет нам выстроить целостную картину самоопределения в юношеском возрасте, в рамках которой обретает смысл пестрая мозаика различных “самоопределений”, встречающихся в литературе. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется профессиональное самоопределения.
В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития. Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста,— предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка («Я люблю исторические романы, стану-ка я историком»), затем с точки зрения его способностей («У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Я хочу помогать больным людям, стану врачом»; «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?»).
Рекомендуем посетить:
Признаки профессионального "выгорания". Способы диагностики
Согласно концепции М. Буриша, в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз:
1. Предупреждающая фаза – чрезмерное участие (активность, чувство незаменимости, отказ от потребностей, не связанных с ра ...
Методы исследования малых неформальных групп
Наиболее полно методики изучения малых неформальных групп описал М.В. Кроз.
Для изучения структуры и границ малых групп используют со-циометрию, обычный социометрических опрос. Главное в данном случае состоит в обработке данных. Здесь ну ...
Эмоционально-образное мышление.
При показе квартиры потенциальному покупателю можно убеждать купить ее, руководствуясь тем, что она самая лучшая по соотношению качество/цена и что площадь в ней на 3 м? больше, чем во всех других однотипных квартирах, и т. п., а можно и ...