Понятие эмоции, аффекта и аффектогенности

Страница 2

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое ярко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций. «Аффект, – отмечает С. Л. Рубинштейн, – это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать и не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии»[7].

Ограничение в состоянии аффекта произвольности поведения, снижение уровня его волевой регуляции личностью отражается и в самосознании субъекта. Эмоции обычной интенсивности воспринимаются как состояние активности своего «Я», аффекты – как пассивно переживаемые состояния, навязанные субъекту извне, «овладевающие» человеком. Подчеркивая это различие, А.Н. Леонтьев писал: « .мы говорим – меня охватил гнев, но Я обрадовался .»[8].

Указанное свойство аффектов неоднократно отмечалось как психологами, так и судебными психиатрами, С.Л. Рубинштейн считал, что действие в состоянии аффекта как бы вырывается у человека, а не вполне регулируется им. По мнению Калашника Я.М., в состоянии аффекта душевная деятельность становится односторонней из-за единственного стремления осуществить свое намерение. Вся остальная личность, поскольку она противоречит этому, как бы перестает существовать[9].

Следовательно, эти данные убедительно свидетельствуют об отчетливом ограничении осознания и свободы волеизъявления в аффекте. Именно это ограничение дает основание правоведам рассматривать «извинительные» аффекты как смягчающие вину обстоятельства. Как отмечал В. Н. Кудрявцев, в аффекте переживания настолько завладевают механизмами саморегуляции поведения, что психологический процесс постановки цели, выбора средств, правовой и нравственной оценки содеянного свертывается, становится формальным и переход к действию следует сразу же после появления желаемого объекта[10].

Вместе с тем юристы, судебные психиатры и судебные психологи единодушны в оценке аффекта как обстоятельства, которое хотя и ограничивает, но не исключает полностью возможность осознания содеянного и своего волеизъявления при его совершении.

Наряду с влиянием на сознание и волю, регуляцию поведения имеют важное значение следующие функции эмоций: особо прочная фиксация эмоциональных следов в памяти человека, образование так называемых аффективных комплексов путем закрепления всего того, что сопутствовало аффекту; способность предмета аффекта вновь овладевать сознанием, вызывать переживания всего комплекса чувств и отношений, связанных с аффективным воздействием, при оживлении одного из указанных следов. Эта фиксирующая, синтезирующая функция эмоций, тенденция накопления и обобщения эмоциональных переживаний лежит в основе «кумуляции» аффектов. Они объясняют повышение чувствительности к повторным аффективным воздействиям (аффективная сенсибилизация) и раскрывают механизм развития аффективных реакций не только при непосредственном повторном воздействии прежней аффектогенной ситуации, но и при встрече лишь с отдельными ее элементами: реальными или схожими, воображаемыми.

Одно из главных качеств эмоций – их ситуационность. Эту зависимость хорошо описывает структурная формула эмоций П.В. Симонова[11]. Из нее следует, что необходимыми и достаточными причинами развития аффектогенной ситуации являются высокая личностная значимость угрожающего психотравмирующего фактора и наличие условий, порождающих у субъекта дефицит информации о путях, средствах и времени нейтрализации возникшей угрозы и удовлетворения актуализированной ею потребности в безопасности.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Психофизиологические основы управления движениями
Двигательная функция как интегральная характеристика двигательных качеств. Комплексный характер проявления физических качеств. Характеристика физического развития человека по состоянию двигательных качеств и компонентам физического развит ...

Структура личности
Основоположники, их близкие ученики и последователи имеют западное классическое медицинское или психологическое образование. В книгах по НЛП практически отсутствуют религиозные и идеалистические понятия, такие как душа, Бог, загробная жиз ...

Соотношение нормальных и патологических перфекционных тенденций
Описанная реальность современного общества указывает на необходимость эмпирического изучения соотношения феноменов патологического и нормального перфекционизма и сопутствующих им синдромов психологических черт с целью лучшего понимания их ...