10. Повторная постановка сказки. Во-первых, предоставляется возможность еще раз «прожить» линию сказочного персонажа, но уже с новым опытом и подключением внутренних ресурсов, во-вторых, можно выбрать совершенно другой сказочный образ и получить новый эмоциональный, телесный опыт.
Принципами работы ведущего сказкотерапевтической группы являются: недирективность, направленность на каждого участника в отдельности и группу в целом, креативность, спонтанность, образная и семантическая гибкость, вербально-невербальная флексибельность, постоянная рефлексивность(1,96).
Первое упражнение касается работы над недостатками и достоинствами. Ведущий тренинга предлагает участникам подумать и выбрать то качество, которое на взгляд участников, развито у них недостаточно. Затем следует вспомнить какого-нибудь сказочного героя, который обладает этим качеством в полной мере, может быть даже с избытком. Совсем необязательно, чтобы этот герой был положительным. Далее участники делятся на команды и создают спектакль, в котором выбранные герои проявят как можно ярче и четче те самые качества, за которые были выбраны. Далее демонстрируется спектакль, и проводится обсуждение.
Проведенное упражнение должно стать прологом к обсуждению и глубокому осмыслению участниками группы представлений о своих недостатках и достоинствах. Оно способствует развитию навыков рефлексии, уточнению Я-образа, выработке позитивного самоотношения. Интересно, что в конце игры никто уже не скрывает задуманное качество. Эффекты этого упражнения могут быть разными: кто-то, опробовав новую роль и «примерив» непривычное для себя качество, вдруг понимает, что способен перенести эту роль в свою жизнь и на самом деле стать носителем положительного свойства, а кто-то неожиданно осознает, что выбранное им качество настолько чуждо ему, что мешает проявлению его подлинного Я, и человек отказывается от желания развивать это «достоинство». Многие делают для себя открытие, что освоение новых ролей есть механизм развития личности и что благодаря использованию роли можно развить у себя нужное качество. В любом случае это упражнение может быть использовано в тренингах, имеющих целью развитие самосознания.
Другие упражнения, например, по решению проблем участников строятся по той же схеме.
Рекомендуем посетить:
Личность, как социо-культурное образование
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его созна ...
Понятие социальной адаптации
Развитие человека – сложный процесс. Этот процесс происходит под влиянием как внешних воздействий, к которым, прежде всего, относятся окружающая человека естественная и социальная среда, а также, специальная, целенаправленная деятельность ...
Виды этнической идентичности
Для большинства индивидов характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью. Как и другие варианты идентичности она проявляется в многочисленных уровнях интенсивности. При благоприятных социальноисторич ...