Катарсис (эмоциональная разрядка). Согласно этой теории агрессивное побуждение ослабляется, когда индивидуум «высвобождает» агрессивную энергию либо посредством агрессивного действия, либо за счет проигрывания воображаемой агрессии.[8]
С начала эры телевидения количество преступлений, связанных с насилием, стало увеличиваться в несколько раз быстрее, чем численность населения. Защитники же утверждают, что эпидемия насилия является результатом действия многих факторов. Споры продолжаются до сих пор.
Взаимосвязь между просмотром телевизионных программ и поведением
Чем больше насилия в передаче, тем более агрессивен ребенок. Эта связь умеренно выраженная, но она постепенно обнаруживается в различных странах.
Итак, можно ли сделать вывод, что телевидение дает обильную пищу для агрессии?
Изучая мальчиков, исследователи сделали вывод, что в отличие от тех из них, кто смотрел незначительное количество передач, содержащих сцены жестокости, смотревшие их в большем количестве совершали почти в половину больше правонарушений в течение последних шести месяцев. Это дало основание полагать, что у «заядлых» отклонение в поведении действительно происходит благодаря телевидению.
Ирон и Хьюсман обнаружили, что тридцатилетние мужчины, которые в детском возрасте смотрели много «крутых» телепередач, с большей вероятностью совершали серьезные преступления.
Но и это еще не все. Везде и всегда с появлением телевидения возрастает количество убийств.
Заключение некоторых исследователей таково: просмотр фильмов, содержащих антисоциальные сцены тесно связан с антисоциальным поведением. Это влияние является не очень сильным; фактически иногда оно настолько умеренное, что некоторые критики сомневаются в его существовании. Более того, агрессия в экспериментах скорее находится на уровне толкания друг друга, оскорбительного замечания. Но нельзя не прийти к выводу, что наблюдение сцен насилия повышает общий уровень насилия. Скорее речь идет о том, что телевидение является одной из причин.
Проведенные опросы среди подростков, взрослых показали, что «заядлые» зрители (четыре часа в день и более) чаще, чем балующиеся (два часа и менее), преувеличивали степень насилия, существующего в окружающем мире, и опасались, что на них будет совершенно нападение.[9]
Но статистическое исследование, проведенное Л. Берковицем, дает не столь оптимистические выводы. В связи насилия и СМИ, Берковиц говорит об особом виде преступлений – преступлениях-имитациях. Подобные преступления не относятся к разряду крайне редких и случаются с определенной регулярностью, хотя нельзя говорить об их неизбежности. Берковиц и коллеги выяснили, что сенсационные акты насилия, показанные в СМИ, приводят к витку жестоких преступлений в масштабах страны. Похожее дело обстоит и с показом суицидов знаменитостей.
Заразность сцен агрессии, показанных в СМИ, имеет одно важное условие. Каждый случай применения насилия не обязательно приводит к незамедлительному росту числа убийств и копированию поведения. Эффектно обставленный акт насилия может и не побудить других действовать агрессивно, если в новостях рассказывается, что преступники понесли наказание за свои злодеяния. Интересным примером здесь является исследование Филипсом профессиональных боксерских боев. Боксерские бои за чемпионский титул — хороший пример ненаказуемых агрессивных столкновений, санкционированных обществом. Филипс предположил, что такие спортивные события в действительности могут привести к увеличению жестоких преступлений. Таким образом, спортивные соревнования призваны развлекать аудиторию, и какая-то часть людей действительно получает удовольствие, следя за ними. Но если признать результаты, полученные Филипсом, значит, встречаются люди, которые, по-видимому, действительно черпают жестокие идеи из ТВ и газет, сообщающих об агрессивных поединках, а кое-кто из таких людей даже воплощает свои мысли в насильственных действиях.[10]
Но также известно, что у людей, наблюдающих сцены насилия, не возникнут агрессивные мысли и склонности, если они не интерпретируют увиденные действия как агрессивные. Иными словами, агрессия активизируется, если зрители изначально думают, что видят людей, намеренно пытающихся ранить или убить друг друга.
Что касается длительных эффектов от увиденного насилия, то фильмы со сценами насилия могут оказывать временное влияние на представления детей об окружающих. Увидев агрессию на экране, многие из них думают, что их сверстники тоже способны действовать агрессивно в конфликтной ситуации. Частые показы зла и насилия по телевидению “культивируют” у детей устойчивое впечатление о мире как ненадежном, злом и опасном. Помимо передачи идеи о сути окружающего мира, телевидение может научить восприимчивую молодежь тому, как следует действовать в этой угрожающей среде.[11]
Рекомендуем посетить:
Механизмы индивидуального кризиса
Ф.Е. Василюк для описания любого переживания выделил четыре формы «жизненных миров» (побудителей и источников содержания жизнедеятельности субъекта). Он задал две категориальные оппозиции, на которых построил типологию жизненных миров, ил ...
История появления тренинга как метода
История создания тренингового метода решения проблем (от англ. training - специальный тренировочный режим, тренировка, обучение, дрессировка) относится к середине 40-х годов и связана с трудами К. Левина. Он пришел к выводу, что люди в гр ...
Негативные факторы и феномены психологического развития личности подростка
Подростковый период обусловлен не только качественными навыками и полезным изменениями в организме ребенка и в его окружении, но связан с возникновением специфических состояний, которые играют важную роль в период наибольшего развития, но ...