В реальной практике идеальная норма нужна для создания методологической базы, включающей универсальные принципы и подходы к оценке общих закономерностей психического развития ребенка и, с той же точки зрения, частных, специфических особенностей, характерных для развития отклоняющегося.
В диагностической деятельности психолога все время происходит сравнение, своеобразное «внутренне сканирование» результатов оценки развития конкретного ребенка с каким-либо принимаемым самим психологом вариантом нормы (местным социально-психологическим нормативом). В зависимости от профессионализма, опыта, стажа работы в качестве подобной нормативной оценки может использоваться статистическая, либо идеальная норма (приводимая в научной литературе).
Между тем, часто встречается ситуация, когда из нескольких оцениваемых показателей развития ребенка одни удовлетворяют статистической (а может даже и идеальной) норме, а другие выходят за ее пределы. Чем больше показателей оценивается и анализируется специалистом, тем более значительными могут быть подобные рассогласования. Каким в таком случае следует признавать развитие ребенка?
Подобное противоречие может быть разрешено обращением к типологическому анализу и использованию типологической модели [11]. Такие типологические модели развития могут существовать как для условно-нормативного развития [9] так и для отклоняющегося развития во всем многообразии его вариантов [30].
Можно говорить о следующей системе анализа:
1. «идеальная модель» онтогенеза – то есть модель, вписывающая развитие в «чистом» виде;
2. «типологическая модель» - учитывающая наиболее специфические для данного варианта развития особенности;
3. «индивидуальная модель» - определяющая конкретные индивидуальные особенности развития отдельного ребенка.
«Типологическая модель» позволяет учитывать наиболее вероятные проявления одного из вариантов развития, рассматривая совокупность симптомов в рамках «синдромального» подхода. Именно типологические модели вариантов развития дают возможность поставить психологический диагноз, определить вероятный прогноз дальнейшего развития ребенка. И самое главное – типологические психологические модели позволяют разработать адекватные программы коррекционно-развивающие работы психолога применительно и к групповой, и к индивидуальной работе с ребенком.
На основе анализа и теоретической интерпретации фактов проводиться формулирование универсальных закономерностей развития включая классификацию основных типов развития. Это позволяет говорить о наличии типологических показателей развития, своего рода «типологических нормативов».
Понятие «типологический норматив» определяет совокупность наиболее частотных (качественных и количественных) характеристик и способностей ребенка, отражающих специфический (типологический) вариант развития – «психологический синдром» [24].
Применительно к понятию нормы, типологический норматив занимает как бы промежуточное положение между идеальной и функциональной нормами.
Введение типологического норматива позволяет «расширить» область применения этого понятия за пределы условно-нормативного развития в область отклоняющегося. Если в использовании понятий «норма» и, тем более, «идеальная норма» сама семантика этого слова очерчивает область развития ребенка как нормативную, то использование понятия «типологический норматив» может быть отнесено как к условно-нормативному развитию (к проявлению индивидуально-типологических особенностей), так и к развитию отклоняющемуся. В последнем случае можно говорить об одном из вариантов (типов) отклоняющегося развития – то есть о психологическом диагнозе.
Практический работник, сталкиваясь с конкретным ребенком, который имеет индивидуальные, специфические только для него особенности поведения и развития, движется в своем анализе от реально наблюдаемой феноменологии по направлению к типологической модели, учитывая характерные именно для нее параметры и показатели. Одновременно производится сравнение реальных показателей развития ребенка и идеальных, тем самым, определяя продвижение анализа специалиста к типологической модели развития с учетом ее вариативности в рамках идеальной модели [24].
Рекомендуем посетить:
Основные положения проведения углубленной оценки психического развития
Чтобы максимально эффективно и с минимальными затратами времени и «ресурсов» как специалиста, так и ребенка провести углубленное обследование, проанализировать его результаты и составить заключение, а затем дать рекомендации родителям или ...
Особенности психологического здоровья детей в младшем школьном детстве
Если понимать психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом.[26, с.74]
Младший школьный возраст является критическим как с точки з ...
Особенности развития личности в позднем возрасте
В научной литературе широко распространено мнение о заострении или огрубении в старости присущих человеку личностных черт. Так, А.У. Тибилова считает, что характерологические изменения, свойственные нормальному старению, можно рассматрива ...