Второе направление — социологическое, оно связано с экспериментальной деятельностью Э. Мэйо. Ему мы обязаны выделением двух систем отношений, существующих в группе, — формальных и неформальных, а также представлениями о роли неформальной группы в удовлетворении важных социальных потребностей человека (в принятии, подтверждении, принадлежности). Сегодня эти представления воспринимаются как некоторая не подлежащая обсуждению социально-психологическая банальность, в 30-е гг. XX в. это был большой шаг вперед. Близкими к идеям Мэйо оказались взгляды Т. Шибутани. Он предложил различать первичные и вторичные группы по степени социальной дистанции между людьми. В первичных группах такая дистанция минимальна, в них происходит индивидуализированное, личностно окрашенное восприятие участниками друг друга. Они обычно невелики, и отношения в них характеризуются искренностью, наличием чувства принадлежности, общей культуры и истории. К первичным группам автор отнес взаимодействие в семье, среди друзей и соседей. К вторичным — все остальные (именно так определяет круг вторичных групп сам Т. Шибутани). Во вторичных группах отношения основаны на требованиях совместной задачи. Как правило, люди знают друг о друге только то, Что важно для выполняемого сейчас дела, и в основе их контакта лежат соображения полезности. По сути дела, мы можем говорить о том, что в первичных группах преобладает межличностное общение, а во вторичных — ролевое.
Третье направление — школа групповой динамики, созданная К. Левином и его учениками — Р. Липпитом, Р. Уайтом, Л. Фестин-гером и другими. Социально-психологические изыскания К. Левина — это целая эпоха и важнейшая страница в истории развития и становления науки. Его вклад в проблематику малой группы бесценен — сегодняшними исследователями он рассматривается как создание «великой традиции .видящей задачу фундаментальной теории в первую очередь в анализе социально-значимых феноменов реального мира, а в конечном счете — в осуществлении эффективных социальных преобразований». Рассматривая группу как динамическое целое, которое больше входящих в него частей и которое изменяется с изменением любой из его частей, приверженцы школы К. Левина обогатили социальную психологию такими понятиями, как групповая сплоченность, стили лидерства, групповая коммуникация, кооперация, групповое принятие решений и другие. Говоря о малой группе и происходящих в ней процессах, мы неоднократно будем обращаться к результатам их научных изысканий.
Конечно, эти три направления не исчерпывают всего разнообразия представлений о группе. Существует множество подходов, определений, постановок проблемы, еще больше — критики в адрес оппонентов. В качестве иллюстраций мы предлагаем читателю небольшую подборку самых различных определений группы:
«Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии друг с другом, составляет социальную группу или социальный агрегат» (П. Сорокин);
«Группа есть совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях» (Ф. Оллпорт);
«Социальную группу можно представить как собрание индивидов, которые разделяют социальную категоризацию себя и действуют на ее основе» (Дж.Тернер).[4]
Трудно представить себе определение, которое устроило бы всех их без исключения и при этом имело хоть какое-то конкретное содержание. В данном случае обратимся к подходу, предложенному московской социально-психологической школой. Вслед за Г. М. Андреевой определим малую группу как немногочисленную по составу группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений. В соответствии с этим определением два признака создают основу для возникновения малой группы как психологического феномена: совместная деятельность в ее психологическом аспекте — ценности, цели, задачи и способы взаимодействия — и непосредственный контакт, то есть возможность организации межличностного общения. На этой основе возникает и развивается собственно малая группа, как социально-психологическое явление. Она предстает исследователям с точки зрения своих разнообразных свойств и признаков. А. И. Донцов, развивая данное определение, выделяет 8 признаков, характеризующих взаимодействие людей в малой группе:
Рекомендуем посетить:
Субъективность в ощущении цвета
Цвет окружает нас повсюду. Он такой же естественный компонент нашей жизни, как воздух, которым мы дышим. И все же в отдельные моменты, обратив внимание на какое-нибудь поразившее нас необычное цветовое сочетание, мы удивляемся и задаем се ...
Профильные различия в предубеждениях
Проблема предубеждений является объектом многочисленных социально-психологических исследований. Целью нашего исследования стало изучение предубеждений в отношении представителей стигматизированных групп. Под "стигматизированной групп ...
Черты характера, имеющие отношение к
агрессии
Часто считается, что страх — особенно страх наказания — может способствовать подавлению агрессии. Как утверждается в исследовании Бандуры, страх или тревога сдерживают агрессию. Вполне разумно предположить, что люди, склонные к подобным р ...