Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком, восприятия самого себя. В своей монографии О. К. Агавелян пишет, что аномальное развитие замедляет процессы самовосприятия и восприятие другого. Нарушения в познавательной деятельности снижают общий уровень информативности и дальнейшего точного воспроизведения данных о себе и о другом человеке [1].
В нашем исследовании приняли участие десять учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида (для умственно отсталых школьников) в возрасте 9-10 лет. Все испытуемые имеют диагноз умственная отсталость в легкой степени.
По результатам экспериментального исследования выявлено, что развитие восприятия самого себя и других людей у всех испытуемых находится на уровне дошкольного возраста.
Самовосприятие испытуемых недифференцированное, представления о себе неадекватны. Все испытуемые стремятся быть «хорошими» в глазах окружающих, но относятся к своим поступкам, поведению, личностным качествам без критики.
Восприятие других людей поверхностное, нечеткое. Образы эмоциональных состояний не закреплены в слове, обнаруживается бедный словарный запас, что связано с особенностями речевого развития умственно отсталых. Суждения о состоянии человека ситуативные и часто субъективные.
Дети имеют небольшой социальный и эмоциональный опыт, что влияет на межличностные взаимодействия, так отмечены тенденции к агрессии, негативизм по отношению к другим людям.
Отмечено, что большинство испытуемых правильно опознают эмоции радости, гнева и печали, но возникают трудности при идентификации удивления, зависти, стыда и презрения. Считаем, что это связано с недостатками формирования эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей и ограниченным опытом эмоционального общения. Их лицевая экспрессия характеризуется бедностью и невыразительностью, следовательно, это может привести к ограниченной возможности переживания того или иного эмоционального состояния [35].
По результатам анализа литературных источников и данных проведенного нами экспериментального исследования можно сделать следующие выводы
:
1. Уровень развития социальной перцепции является показателем зрелости личности, одним из путей адаптации человека в обществе.
2. Знания личности о себе и других людях формируются и расширяются за счет постоянного взаимодействия с окружающими в различных видах деятельности.
1. Процессы восприятия себя и другого человека замедляют развитие при умственной отсталости, находятся на более раннем возрастном уровне, а их развитию в образовательных учреждениях не уделяется достаточного внимания.
Рекомендуем посетить:
Психологические особенности подросткового возраста
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня ...
Чем не является стресс
Термин "стресс" часто употребляют весьма вольно, появилось множество путаных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому полезно будет сказать, чем не является стресс.
Стресс - это не просто нервное напряжение. Этот фа ...
Когнитивные и аффективные критерии этнической идентичности
Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности.
В психологии этническая идентичность рассматрив ...