В дошкольный период восприятие человека продолжает активно формироваться, чему в значительной степени способствует овладению ребенком новыми видами деятельности, расширение круга и появление внеситуативного личностного общения.
Активной формой отражения дошкольником человека является игра, в которой он воссоздает образы родных людей, отношения между ними. В игровых действиях ребенка содержание жизни и деятельности взрослых отражается в определенной последовательности. Играя, ребенок входит в такие сферы жизни людей, отражает такие их стороны, которые вне игры ему не доступны. А. А. Бодалев отмечает, что в специфических условиях игры через действие с предметами ребенок «входит» в человеческие отношения. Он воспроизводит в игре образ другого человека, оценивая с товарищами по игре каждое игровое действие с точки зрения соответствия действия образу. В результате такого сопоставления у ребенка развивается осознание внешних и внутренних особенностей другого человека [7, c. 81].
Особенности отражения ребенком человека выявляет и детское изобразительное творчество. По тому, каких людей изображает ребенок, как раскрываются их образы, можно в определенной степени судить о его отношении к ним, о том, что в человеке запечатлевается им легко, на что он обращает большее внимание.
Наиболее яркую положительную оценку дети дают тем из окружающих взрослых, к которым испытывают доверительное отношение, привязанность. В восприятии человека всегда, как справедливо отмечает А. А. Бодалев, отражается положение, которое вообще занимает человек в той системе ценностей, на которую познающий субъект ориентируется в своем повседневном поведении. Замечено, что дети с высоким социометрическим статусом в группе чаще «непопулярных» положительно оценивают воспитателя по признаку личного отношения педагога к ребенку [28].
Положение ребенка в группе сверстников проявляется и в восприятии детьми друг друга. В специальных исследованиях было выявлено, что чем выше положение ребенка в группе, тем выше его оценивают его сверстники, и наоборот. Влияет на восприятие дошкольниками друг друга и характер их взаимоотношений. Оценивая ребят, к которым они проявляют симпатию, дети называют в подавляющем большинстве лишь их положительные качества. В числе основных положительных качеств сверстника дошкольники отмечают умение хорошо играть, доброту, товарищество, отсутствие агрессивности, трудолюбие, способность, аккуратность. Способность увидеть и оценить личностные качества окружающих помогает ребенку воспринять и героев художественных произведений.
Исследуя восприятие детьми дошкольного возраста выразительной стороны рисунка, Т. А. Репина выявила, что наиболее доступны дошкольнику эмоции, отраженные непосредственно в мимике изображенного персонажа. Значительно труднее (особенно для младших дошкольников) воспринять эмоциональное содержание, переданное в позе и жестах, и особенно когда оно воплощается посредством изображения взаимоотношений. Были установлены следующие уровни восприятия:
1) не понимается ни эмоция, выраженная в картине, ни ее сюжет;
2) правильно воспринимается эмоция, хотя сюжет ясно не понимается;
Рекомендуем посетить:
Сравнительный анализ концепций психологического консультирования
Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям. Психологическая консультация призвана расширить границы самопознания человека, его способность воспринимать психический мир людей шире ...
Социализация и социальная справедливость.
Социализация личности – процесс многогранный. Одним из основных его направлений является выработка в процессе освоения социального опыта и культуры ценностно-нормативной ориентации личности. При которой предписания общественных норм воспр ...
Особенности и проблема домашнего насилия
«Мой дом – моя крепость», - гласит известная поговорка. В идеальном представлении дом, семья – это место, в котором можно укрыться от любой опасности окружающего мира, в которой всегда можно получить помощь и поддержку. К сожалению, дейс ...