Заключение по результатам психологического обследования детей с отклонениями в развитии

Психологические материалы » Специальная психология » Заключение по результатам психологического обследования детей с отклонениями в развитии

Страница 7

Таблица 5. Качественные параметры оценки данных психодиагностики

Авторы

Параметры

С.Д. Забрамная

Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования

Понимание инструкции и цели задания.

Характер деятельности

Реакция на результат работы.

В.И. Лубовский, И.А. Коробейников

Особенности аффективно-личностной сферы

Особенности работоспособности

Общая характеристика деятельности

Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности

Н.Я., М. М Семаго

Адекватность поведения

Критичность

Обучаемость

В.И. Лубовский

Определяющие нарушения, связанные с первичным дефектом, - зрительным и слуховым восприятием, психомоторикой, двигательной активностью и т.д.

Речевое развитие

Мыслительная деятельность

Обучаемость

Н. Усанова

Принятие задачи

Понимание инструкции

Возможность самостоятельного выполнения заданий и поиска способов действий

Результативность выполнения задания и возможность коррекции ошибок

Рассмотрим подробна предлагаемые разными авторами параметры оценки.

С.Д. Забрамная считая обязательным учитывать в ходе обследования четыре показателя.

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования (волнение - естественная реакция на новую обстановку, незнакомых людей). Должна настораживать чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с психологом, неадекватность общения.

2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого рода инструкция понятна ребенку: устная или устная с наглядным показом?

3. Характер деятельности. Обращается внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, сосредоточенность в процессе работы. Учитывается общая работоспособность, наличие самоконтроля, саморегуляции. Одним из главных показателей является возможность использовать помощь: чем более выражена эта возможность, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости является и перенос показанного ребенку способа деятельности на аналогичное задание;

4. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.

В.И. Лубовский и И.А. Коробейников выделяют четыре параметра качественно-количественной оценки результатов деятельности детей.

1. Особенности аффективно-личностной сферы - контакт, интерес, аффективный компонент продуктивности, активность, критика.

2. Особенности работоспособности - динамика продуктивности, истощаемость, переключаемость, внимание.

3. Общая характеристика деятельности - наличие ориентировочной части, понимание обращенной речи, вербализация, целенаправленность.

4. Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности - непосредственная кратковременная и долговременная память, простое кодирование, качество опосредованного запоминания, доступность опосредования, динамика обучения и качество переноса (обучающий эксперимент), конструктивный праксис, логические построения, простые и усложненные обобщения, анализ несообразностей.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем посетить:

Основные научные достижения Л.С. Выготского
Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и ...

Особенности психологического развития подростков
Подростки-близнецы как особая группа требуют специального психологического внимания, поскольку их психическое развитие во многом отличается от развития одиночно рожденных детей. Эти отличия таковы, что без профилактической работы они могу ...

Игра как средство коррекции дошк-в с отклонениями в развитии
Маленькие умственно отсталые дети, поступающие в специальные дошкольные учреждения, как правило, совсем не умеют играть. Они однообразно манипулируют игрушками независимо от их функционального назначения. Так, ребенок совершенно одинаково ...