Заключение по результатам психологического обследования детей с отклонениями в развитии

Психологические материалы » Специальная психология » Заключение по результатам психологического обследования детей с отклонениями в развитии

Страница 7

Таблица 5. Качественные параметры оценки данных психодиагностики

Авторы

Параметры

С.Д. Забрамная

Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования

Понимание инструкции и цели задания.

Характер деятельности

Реакция на результат работы.

В.И. Лубовский, И.А. Коробейников

Особенности аффективно-личностной сферы

Особенности работоспособности

Общая характеристика деятельности

Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности

Н.Я., М. М Семаго

Адекватность поведения

Критичность

Обучаемость

В.И. Лубовский

Определяющие нарушения, связанные с первичным дефектом, - зрительным и слуховым восприятием, психомоторикой, двигательной активностью и т.д.

Речевое развитие

Мыслительная деятельность

Обучаемость

Н. Усанова

Принятие задачи

Понимание инструкции

Возможность самостоятельного выполнения заданий и поиска способов действий

Результативность выполнения задания и возможность коррекции ошибок

Рассмотрим подробна предлагаемые разными авторами параметры оценки.

С.Д. Забрамная считая обязательным учитывать в ходе обследования четыре показателя.

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования (волнение - естественная реакция на новую обстановку, незнакомых людей). Должна настораживать чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с психологом, неадекватность общения.

2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого рода инструкция понятна ребенку: устная или устная с наглядным показом?

3. Характер деятельности. Обращается внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, сосредоточенность в процессе работы. Учитывается общая работоспособность, наличие самоконтроля, саморегуляции. Одним из главных показателей является возможность использовать помощь: чем более выражена эта возможность, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости является и перенос показанного ребенку способа деятельности на аналогичное задание;

4. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.

В.И. Лубовский и И.А. Коробейников выделяют четыре параметра качественно-количественной оценки результатов деятельности детей.

1. Особенности аффективно-личностной сферы - контакт, интерес, аффективный компонент продуктивности, активность, критика.

2. Особенности работоспособности - динамика продуктивности, истощаемость, переключаемость, внимание.

3. Общая характеристика деятельности - наличие ориентировочной части, понимание обращенной речи, вербализация, целенаправленность.

4. Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности - непосредственная кратковременная и долговременная память, простое кодирование, качество опосредованного запоминания, доступность опосредования, динамика обучения и качество переноса (обучающий эксперимент), конструктивный праксис, логические построения, простые и усложненные обобщения, анализ несообразностей.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем посетить:

Групповые процессы
Групповые процессы характеризуют малую группу в ее динамике. Групповые процессы — это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении. К ним относятся процессы развития, сплочения и нормативного дав ...

Классификация групп
Показательно, что содержание, способ возникновения, форма осуществления, длительность существования совместной деятельности, количество и характер взаимосвязей ее участников являются главными основаниями классификации групп. По числу учас ...

Социальная защита детей, подвергшихся насилию в семье
Сегодня существует большая сеть ведомств, занимающихся решением проблемы насилия в семье (службы семьи, материнства и детства, учреждения здравоохранения, образования, бюро судебно-медицинской экспертизы, правоохранительные органы, прокур ...