Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи

Психологические материалы » Специальная дошкольная педагогика и психология » Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи

Страница 1

Дети с разными нарушениями речи - это особая категория детей с нарушением звукопроизношения, понимая обращения речи, нарушения фонематического слуха и фонематического восприятия.

Нарушения речи бывают врожденные и приобретенные.

С учетом тяжести речевой патологии у детей возможно проявление высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, причём они возникают как вторичные отклонения в развитии.

В наибольшей степени страдает слуховое восприятие, что обусловлено незрелостью фонетико-фонематических процессов, дети не различают звуки речи, путают слова близкие по звучанию, всё это оказывают влияние на специфику памяти данной категории детей. Дети испытывают трудности при отборе слов для составления предложений и рассказов, ограничение словаря и недостаточный уровень развития мыслительных операций является основой трудностей согласования слов в предложении. Задержка развития речи может явиться причиной задержки психического развития у детей.

Как правило. у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой. Низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Ребенок, с отклонением в развитии может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении следующих условий - осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механизмов;

обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения; наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели интегрированного воспитания.

Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из форм внутри системы. Интеграция - модель специальной педагогики; интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с отклонением в развитии остается под ее патронатом: он либо воспитывается в специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с нормально развивающимися детьми. Можно считать, что интеграция сближает две образовательные системы - общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей развития детей интеграция должна осуществляться в различных ее формах: комбинированная интеграция. Дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, самостоятельно себя обслуживающие, по 1-2 человека воспитываются в массовых группах, получают систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога - психолога; частичная интеграция. Дети (1-2 человека), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь часть дня (например, его вторую половину) в группе нормально развивающихся сверстников; временная интеграция, при которой воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера (эта модель интеграции может и должна реализовываться в образовательных учреждениях компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов).

Реализация всех этих форм предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога и педагога-психолога, которые помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в развитии в коллективе здоровых сверстников.

Нередко интеграция носит характер вынужденной в связи с отсутствием специального дошкольного учреждения по месту жительства ребенка и не содержит компонентов коррекционного обучения. Такая стихийная интеграция без систематической работы родителей, специальной подготовки воспитателей массовых дошкольных учреждений, контроля за развитием дошкольника со стороны специалистов имеет в некоторых случаях и негативные результаты: дети отстают в развитии по сравнению с воспитанниками специальных дошкольных учреждений, нередко находятся в стороне от коллектива обычных детей и остро переживают свою отстраненность, оказываются неподготовленными ни к массовой, ни к специальной школе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Сущность потребностей
В повседневной жизни потребностью считается «нужда», «надобность», стремление приобрести то, что отсутствует. Удовлетворить потребность — значит ликвидировать отсутствие чего-либо, дать нужное. Однако более глубокий анализ показывает, что ...

Исследование социально – психологической готовности к школе детей
Проведение диагностирующего эксперимента осуществлялось на базе МДОУ № 59 «Центр развития ребенка – детский сад «Золушка» и МОУ №18 предшкольного образования. Для исследования были определены две группы детей. Первая группа состояла из д ...

Социально-психологические условия развития мотивации достижения, созданные для учащихся гимназии
Главной задачей развития мотивации достижения у младших школьников является формирование у личности позитивной мотивационной направленности с высоким уровнем потребности в достижении успеха. Формирование у каждого ученика высокого мотива ...