Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с детьми имеющими нарушения и отклонения в развитии

Психологические материалы » Специальная дошкольная педагогика и психология » Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с детьми имеющими нарушения и отклонения в развитии

Страница 2

Семей. восп-е У.О. детей, должно в основном опираться на трудовое воспитание, которое начинается с решения самых простых задач самообслуживания, помощи другим членам семьи. Не менее важно и систематическое развитие основных гигиенических навыков, а также вежливого, культурного поведения в семье, на улице, в общественных местах. Большое значение имеет регулярное занятие с ребёнком, развивающие его познавательную деятельность: наблюдение за предметами и явлениями окружающей природы, рисование, лепка, чтение доступных книг, упражнения по развитию речи. Родителям У.О. детей необходимо постоянно поддерживать связь с врачами (психоневрологом) по поводу проведения оздоровительных мероприятий. С момента поступления У.О. ребёнка в школу необходимо проводить в семье работу по закреплению знаний и навыков, полученных в школе.

Восп-е аномального ребёнка раннего возраста осуществляется главным образом в процессе ухода за ним. Родители приучают его к самостоятельности, руководят развитием его движений и речи. Восп-е ребёнка дошколь. возраста - это физическое, умственное, нравственное, эстетическое восп-е. очень важно подготовка дошкольника к школе, необходимо чтоб он имел известные навыки самообслуживания, умел вести себя в коллективе, выполнять требования старших, приобрёл определенный круг представлений. Если ребёнок посещает спец. д\с необходимо соблюдать единые требования в семье и в ДОУ. Семей. восп-е школьного возраста осуществляется в тесном контакте со школой.

Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.

По своему происхождению дефекты делятся на врожденные и приобретенные. Причины возникновения дефектов, вызывающих аномальное развитие, очень разнообразны.

Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л.С. Выготским.

Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов.

Вторичные - имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.

В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями. Если на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, т.е. направление вторичного недоразвития "снизу вверх", то затем, в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической работы или при ее отсутствии, вторично возникшие явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами в различных видах деятельности, нередко начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности. Распространяясь на все более широкий круг психологических проблем, вторичное недоразвитие начинает оказывать негативное влияние на более элементарные психические функции, т.е. направление патогенного влияния начинает идти "сверху вниз".

Термином "умственная отсталость" в отечественной коррекционной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Степень поражения ЦНС может быть различной по тяжести, локализации и по времени наступления.

Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у умственно отсталых детей. Умственно отсталые дошкольники характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному окружению. Возбудимые дети хватают все, что попадает в поле их зрения, не задумываясь о том, можно ли это делать. Однако ими руководит не интерес, а свойственная им импульсивность. Они тут же бросают взятое, поскольку предмет сам по себе им не нужен. Ничто не привлекает их внимания. Дети с сохранным поведением ведут себя несколько более адекватно. Они с удовольствием берут в руки ярко окрашенные или новые для них предметы, некоторое время смотрят на них. Однако дети не задают взрослым вопросов, не пытаются об этих предметах узнать что-то новое самостоятельно. Волевая сфера умственно отсталых дошкольников находится на самых начальных этапах формирования. Ее становление непосредственно связано с появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия. Наблюдаются нарушения целенаправленности деятельности, проявляющиеся в неправильной ориентировке в задании, в ошибочном и фрагментарном его выполнении, в неадекватном отношении к возникающим трудностям, в некритичности к получаемым результатам: ученики приступают к выполнению задания без должной предварительной ориентировки в нем, без его анализа, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения намеченной цели. В ходе деятельности способы действия ученика не изменяются даже в тех случаях, когда они оказываются явно ошибочными, не приводящими к нужному результату. Кроме того, дети склонны переносить в неизменном виде элементы прошлого опыта на решение новой задачи.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах Д.Н. Узнадзе
Узнадзе считал, что психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга, а наоборот, существует и вторая, во всяком случае, не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознател ...

Ценностные ориентации в структуре личности и её развитии
Ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов. В ряде исследований понятие "ценностные ориентации личности" по су ...

Становление и развитие социальной психологии как науки
Предмет социальная психология, как предмет любой науки определяется вопросом: “Что изучает данная наука как самостоятельная, относительно независимая отрасль знания?”. Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания нач ...