Как научиться применению сознательного самовнушения

Психологические материалы » Сознательное самовнушение как путь к господству над собой » Как научиться применению сознательного самовнушения

Страница 2

Четвертый опыт. Заставьте ученика вытянуть руки, сложить их и сжать изо всех сил пальцы так, чтобы в них появилась легкая дрожь. Смотрите на него, как в предыдущем опыте, и надавливайте слегка своими ладонями его руки, как будто стараясь еще крепче сжать их. Скажите ему, что теперь он не может разжать руки; вы сосчитаете до трех и при слове «три» пусть он попробует разжать их, думая непрерывно: «Я не могу, я не могу и т. д.», — он убедится, что это действительно невозможно. Вслед за этим начните медленно считать «раз, два, три» и сейчас же добавьте, опять растягивая слоги: «Вы не мо-же-те, вы не мо-же-те» и т. д. Если ученик в самом деле напряженно думая: «Я не могу, то его пальцы не только не разомкнутся, но будут сжиматься тем сильнее, чем больше он будет стараться их расжать. Он достигнет при этом результата, обратного тому, какой ему бы хотелось. По прошествии нескольких секунд скажите ему: «Теперь думайте: я могу», — пальцы его тотчас же разомкнутся.

Во время этого опыта необходимо все время пристально смотреть на переносицу ученика, а он в свою очередь тоже должен не отводить взгляда от ваших глаз.

Если тем не менее он может все-таки разжать руки, не думайте, что это ваша вина. В этом всегда виноват ученик: он не достаточно думал: «Я не могу». Скажите ему это уверенным тоном и начинайте опыт сначала.

Рекомендуется вообще говорить всегда повелительным тоном, не допускающим никакого непослушания. Этим не сказано, чтобы нужно было повышать голос; наоборот, предпочтительнее говорить обычным голосом, но только резко и повелительно выговаривать каждое слово.

При успехе этого опыта вам удастся, несомненно, и все остальные, — вы достигнете этого без большого труда, если только в точности будете соблюдать данные выше указания.

Некоторые субъекты крайне восприимчивы; это можно сразу заметить по тому, что у них очень легко удаются опыты сведения пальцев и других членов тела. После двух, трех удачных опытов вам уже не приходится говорить: «Думайте о том-то и о том-то»; достаточно сказать, например, просто, но повелительным тоном, каким вообще можно только достигнуть успешных внушений: «Сожмите руку в кулак, — сейчас вы ее уже не в состоянии разжать»; «Закройте глаза, — вы их теперь не можете открыть» и т. п. И действительно, испытуемое лицо не может ни разжать рук, ни раскрыть глаз, сколько бы оно ни прилагало усилий к этому. Как только, однако, спустя несколько мгновений вы ему скажете: «Теперь вы можете» — у него сейчас же наступает расслабление мышц.

Эти опыты можно разнообразить до бесконечности. Я приведу несколько примеров. Ученика заставляют скрестить руки и внушают, что они срослись между собой; кладут руки на стол и внушают, что они приклеились; говорят ученику, что он не может встать с кресла; заставляют его встать и внушают, что он не в состоянии ходить; кладут на стол перо и говорят, что оно весит сто килограммов и что его невозможно поднять и т. п.

Я настоятельно подчеркиваю еще раз, что все эти явления вызываются не вызываются внушением, а самовнушением, — внушение лишь извне возбуждает последнее.

Примечание

. Вышеприведенные указания имеют исключительно целью научить производству опытов над другими людьми.

Производить эти опыты над самим собой не рекомендуется, так как обычно поставить самого себя в желательные условия не удается и успешные результаты поэтому не достигаются.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем посетить:

Конформность как акцентуация характера
Эксперименты Эша дали большое количество новой информации о конформном поведении и открыли дорогу для многих более поздних исследований. Картина конформной акцентуации в характерологических исследованиях вырисовывалась очень постепенно. Е ...

Структура личности в классическом психоанализе
И так, «Ид», «Эго», «Супер-Эго» или, как пишется в русских источниках - «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Каждая из этих структур личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, но ...

Творческая активность как часть общественной.
Одной из главных характеристик возрастной категории студенчества является наивысшая социальная активность, которая проявляется, прежде всего, в творчестве, поэтому целесообразним будет разобрать и понятие творчества, и определить особенно ...