Проблема социальных конфликтов - одна из наиболее актуальных проблем, затрагивающих все стороны жизнедеятельности отдельных личностей и функционирования организаций и предприятий, а также общества в целом. Конфликтогенная обстановка на сегодняшний день стала общераспространенной средой существования, постоянно провоцируя, по принципу цепной реакции, все новые витки агрессивности.
По своим масштабам конфликты могут распространяться как на целые страны и регионы (например, межнациональные и политические конфликты), так и концентрироваться в пределах отдельной организации (предприятия), неформальной группы лиц, семьи. Разнообразны и методы, позволяющие либо предупредить возникновение конфликта, либо разрешить его.
Владение информацией о природе конфликтов и умением разрешать их – одна из основных составляющих деятельности менеджера любого уровня, от начальника рабочей группы (отдела, участка) до директора предприятия.
Слово «конфликт» происходит от латинского корня и означает «столкновение». В конфликте всегда имеются участники или субъекты (люди, организации, структуры и пр.), всегда существует предмет конфликта и причина конфликта (при этом причина конфликта может существенно отличаться от предмета) и проявляется конфликт во взаимоотношениях участников
Конфликт всегда является кульминационным проявлением некоей социальной напряженности, основа которой – нереализованные потребности социальных групп, вызывающие неудовлетворение.
С позиций социальной психологии под конфликтом понимается столкновение различных субъективных и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп и других объединений. Следовательно, при анализе конфликтных ситуаций на уровне предприятия и его составляющих структур, нельзя абстрагироваться от состояния общественных отношений, экономики в целом, которые постоянно провоцируют межличностные конфликты. Характерно, что в сугубо личных конфликтах их участники зачастую склонны воспринимать и объяснять поведение друг друга социопрофессиональной, региональной или национальной принадлежностью.
При анализе источников возникновения конфликта надо иметь в виду, что конфликтная ситуация может иметь место задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов. Следовательно, основные этапы и формы протекания социально-экономических конфликтов выявляются, начиная с анализа формирования и развития социальной напряженности.
В ее развертывании во времени можно выделить три основные стадии[1]:
- появление противоречий, зарождение напряженности;
- идентификация субъектов напряженности (лиц, групп, организационных структур, блокирующих достижение целей). На этом этапе происходит превращение объективно существующей ситуации в ее субъективное отображение в форме конфликтной ситуации;
- преодоление социальной напряженности.
Зарождение конфликтной ситуации и разворачивание ее в конфликт можно рассматривать как единый процесс, структуру которого схематично можно представить следующим образом[2] (см. рис. 1).
Рисунок 1
Структура конфликта как процесса
Тем не
Если рассматривать место конфликта в деятельности социальной подсистемы, становится очевидно, что функциональный конфликт зачастую становится отправной точкой в стабилизации системы. Американский исследователь Л.Козер, проанализировав причинно-следственные связи, определяющие, каким образом конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособляемость к изменению внешних условий, предложил схему структуры этапов конфликтного взаимодействия[3], которую мы приводим на рисунке 2.
Рисунок 2
Процесс развития отношений в социальной подсистеме
Можно сказать, что социальный конфликт, таким образом, представляет собой сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, т.е. таких, которые невозможно разрешить без изменения ряда факторов взаимодействия между вступающими в него социальными группами. Из этого можно сделать вывод, что изменение отношений – обязательное условие разрешения конфликта.
Самыми серьезными социологи считают межнациональные конфликты[4], которые возникают, как правило, на эмоциональном уровне и не содержат рациональных начал. Так, например, возникшая в начале перестройки «национальная эйфория республик» привела к тому, что на территории бывшего СССР уже через год после референдума 17 марта 1991 г. было зарегистрировано 180 крупных конфликтов.
Особый тип социальных конфликтов представляют конфликты на предприятиях, которые проявляются в самых различных формах.
Рекомендуем посетить:
Образы социальных категорий в представлении зрелых людей
Образы социальных категорий в представлении зрелых людей связаны с гендерными различиями и условиями проживания. Для достижения цели исследования применены следующие методы научного исследования: анализ теоретических источников, тестирова ...
Теория
стигматизации
Сторонники теории стигматизации (от греч. stigmo - клеймо) взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те ...
Этническое возрождение на территории «постсоветского» пространства
Итак, с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.
Рост этнической идентичности, затронувший ...