Основой отношения человека ко всем аспектам жизни является направленность его личности. И, по мнению многих авторов, системообразующим фактором направленности личности является структура ценностных ориентаций. Причем компоненты направленности становятся свойствами личности.
Разные авторы в своих работах по-разному классифицируют ценности.
В частности, Шварц говорит о том, что целесообразно различать ценности двух типов:
1) ценности общества и социальных групп (социальные ценности);
2) ценности личности (индивидуальные ценности).
Популярным в психологии является подход к дифференциации ценностей, предложенный М. Рокичем, разделяющим ценности на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства) ценности.
В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностных ориентации. Однозначного различения этих понятий в литературе не прослеживается. Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации - это интериоризированные личностью ценности социальных групп. Таким образом, оказывается вполне оправданным говорить о ценностях личности как ее ценностных ориентациях.
Поскольку ценность является центральным, системообразующим фактором, она характеризуется единством определенной внешней направленности личности и ее представлением о себе.
Наиболее интересны, с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности, старший подростковый и юношеский возраст. Особое значение для формирования ценностной структуры личности определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития.
Согласно взглядам Выготского Л.С., подростковый возраст – это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто «едва приметную полоску» между окончанием полового созревания и наступления окончательной зрелости.
Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. В зависимости от этого совершенно по-разному формируется личность.
К. Левин поднял ряд важных проблем для психологии подросткового возраста. Проблема ориентации подростка в мире взрослых, проблема выбора мировоззренческих образцов и ценностей, проблема конструирования своих жизненных планов.
В подростковом возрасте психические процессы впервые приобретают личный характер. Формирование личности – одно из самых последних изменений в подростковом возрасте связано с развитием рефлексии и самосознания. Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с ее возникновением для подростка становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей.
Ценностные ориентации являются педагогическим ядром социализации подростка. Система ценностей формируется поэтапно и приобретается через процессы идентификации, интернализации и подкрепления. Проходя все стадии, учащийся формирует собственную иерархию ценностных ориентаций, которая преобразуется в систему, укрепляется в сознании, способствует быстрому переходу к взрослости, формирует зрелое отношение к окружающим и себе. Задержка на определенном уровне делает систему костной, сложно поддающейся коррекции. Сформированная на определенном этапе структура ценностных ориентаций помогает подросткам адаптироваться к системе общественных требований.
Структура ценностных ориентаций включает в себя три важных аспекта: формирование многосторонней ценностной ориентации; формирование опережающей ценностной ориентации, направленной на идеалы, социальные ценности общества на основе мировоззренческих принципов; формирование социально-ценностных умений, направленных на освоение социальных ценностей общества в процессе обучения и различных видов деятельности.
Рекомендуем посетить:
Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К. Ясперса
К. Ясперс, немецкий философ, представитель экзистенциальной психологии, психиатр. Утверждал, что термин «сознание» имеет троякое значение. Во-первых, он подразумевает осознание собственных переживаний — в противоположность тому, что пребы ...
Сон и история его изучения
Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем активного сознания и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, а также насекомым (напр ...
Механизмы установления сходства семантических пространств.
Каким же образом в субъективном мире клиента происходит поиск сходного содержания между сочиняемой сказкой и своим жизненным миром? Клиент, как и психолог, способен толковать сочиняемые сказки. Правда, сходство им осознается лишь при дост ...