Среди принципов организации социально-психологического тренинга в этом разделе назовем лишь основные, так как в специализированных тренингах используются дополнительные принципы и правила.
1. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу. В случае доминирования одного или нескольких из них общение теряет характер подлинного диалога и переходит в русло монолога, что противоречит самой природе тренинга.
2. Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий. Благодаря именно обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. Для этого должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников говорить другим о них самих и слушать мнение о себе. Такая преднамеренная обратная связь, осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.
3. Принцип самодиагностики, помогающий самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных Личностно значимых проблем В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие человеку познать себя, особенности своей личности. Необходимо помочь каждому члену группы увидеть себя в разных ситуациях, где от него требуется принятие определенного решения и его осуществление. Чаше этому помогает не вербальный (словесный) способ общения, а практические действия. Этим тренинг отличается от обычных учебных занятий.
4. Принцип оптимизации развития. От ведущего требуется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация определенного психологического состояния отдельных участников и группы в целом, но и активное вмешательство в происходящее с целью оптимизации условий, необходимых для их развития. Используя специальные упражнения, ведущий должен стимулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло.
5. Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. С одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, учащиеся искренне переживают Происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенность, в большей мере доверять партнерам, становиться более гуманными по отношению друг к другу. Но, с другой стороны, тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы в момент обсуждения событий Главная форма такой деятельности — групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.
6. Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Подросток должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своего характера в ходе работы Принудительно личностные изменения в положительном смысле, как правило, не происходят, и не следует этого требовать
7. Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает более продуктивно, и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию ее членов, если она закрыта, т.е. в ней постоянный состав и нет притока новых людей.
Рекомендуем посетить:
Структура конфликта
Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:
1) объект конфликта,
2) участники кон ...
Психические свойства
Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонн ...
Влияние снижения слуха на психическое развитие ребенка
Общеизвестно, что любые отклонения в физическом и психическом становлении ребенка приводит к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии речи, формирование устной речи, в обще ...