непродуманные скоропалительные импульсивные решения (при быстром развитии кризиса) и потеря способности объективно оценивать и прогнозировать дальнейшее развитие событий (при медленном развитии кризиса);
забывание обязательных, чаще ритуальных мероприятий (посещение кружков, секций, собраний, встреч и др.).
4). Серьезные перемены в поведении. По своей сути эти перемены являются стихийными попытками компенсировать боль потери, использовать первые попавшие, но не самые продуктивные средства.
Перемены в поведении обычно сводятся к следующему: отказ от привычного образа жизни и любых социальных контактов;
отказ от видов деятельности, доставлявших раньше удовольствие (например, от секса, увлечений и др.);
злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, усиленный прием различных химических препаратов.
Таким образом, главное для перемен в поведении - это изоляция и различные непродуктивные виды ее компенсации. В чем опасность изоляции? Она не позволяет переключиться, использовать другие ресурсы, использовать продуктивные виды компенсации.
5). Депрессивное настроение. К основным его признакам относят:
сниженный жизненный тонус;
подавленное настроение;
потеря интереса к внешнему миру ("Нет ничего, заслуживающего усилий и внимания»);
ощущение апатии и усталости;
всеохватывающее, негативное отношение к себе и к другим людям "Окружающее кажется холодным и безнадежным, - пишет Г.Перри, - и может возникнуть ощущение, что нет никакого смысла в дальнейшем существовании"; [21;169]
навязчивость тоскливых мыслей.
Депрессивное настроение со временем может перерасти в клиническую депрессию, если кризис длителен и не получил позитивного разрешения. Основные ее признаки:
настроение почти всегда крайне подавленное;
длительные расстройства сна, задумчивость;
потеря аппетита;
мысли о самоубийстве;
замедленные реакции (человек начинает делать все очень медленно, с задержкой отвечает, когда к нему обращаются и др.);
Таким образом, всякий кризис обычно сопровождается двумя последовательными альтернативными процессами:
избежанием правды и психическим поглощением проблемой;
формирует индивидуальный комплекс эмоциональных специфических и поведенческих компонентов (индивидуальный - потому что он неповторим в своей уникальности; специфических - потому что он проявляется главным образом в кризисной ситуации).
Рекомендуем посетить:
Самоутверждение как предмет научного исследования.
Проблема самоутверждения как предмет научного исследования возникла относительно недавно лишь в XIX-XX вв. Это вполне объяснимо, т. к. само самоутверждение является очень сложным образованием.
На специально-научном уровне эта проблема бы ...
Психологические основы адаптации младших подростков к условиям обучения
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. Однако для определения возможных путей ...
Концепция Э. Эриксона
Эриксон относится к числу тех последователей Фрейда, кто сумел критически переосмыслить некоторые положения его концепции. В своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределеннос ...