непродуманные скоропалительные импульсивные решения (при быстром развитии кризиса) и потеря способности объективно оценивать и прогнозировать дальнейшее развитие событий (при медленном развитии кризиса);
забывание обязательных, чаще ритуальных мероприятий (посещение кружков, секций, собраний, встреч и др.).
4). Серьезные перемены в поведении. По своей сути эти перемены являются стихийными попытками компенсировать боль потери, использовать первые попавшие, но не самые продуктивные средства.
Перемены в поведении обычно сводятся к следующему: отказ от привычного образа жизни и любых социальных контактов;
отказ от видов деятельности, доставлявших раньше удовольствие (например, от секса, увлечений и др.);
злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, усиленный прием различных химических препаратов.
Таким образом, главное для перемен в поведении - это изоляция и различные непродуктивные виды ее компенсации. В чем опасность изоляции? Она не позволяет переключиться, использовать другие ресурсы, использовать продуктивные виды компенсации.
5). Депрессивное настроение. К основным его признакам относят:
сниженный жизненный тонус;
подавленное настроение;
потеря интереса к внешнему миру ("Нет ничего, заслуживающего усилий и внимания»);
ощущение апатии и усталости;
всеохватывающее, негативное отношение к себе и к другим людям "Окружающее кажется холодным и безнадежным, - пишет Г.Перри, - и может возникнуть ощущение, что нет никакого смысла в дальнейшем существовании"; [21;169]
навязчивость тоскливых мыслей.
Депрессивное настроение со временем может перерасти в клиническую депрессию, если кризис длителен и не получил позитивного разрешения. Основные ее признаки:
настроение почти всегда крайне подавленное;
длительные расстройства сна, задумчивость;
потеря аппетита;
мысли о самоубийстве;
замедленные реакции (человек начинает делать все очень медленно, с задержкой отвечает, когда к нему обращаются и др.);
Таким образом, всякий кризис обычно сопровождается двумя последовательными альтернативными процессами:
избежанием правды и психическим поглощением проблемой;
формирует индивидуальный комплекс эмоциональных специфических и поведенческих компонентов (индивидуальный - потому что он неповторим в своей уникальности; специфических - потому что он проявляется главным образом в кризисной ситуации).
Рекомендуем посетить:
Возрастной аспект социальной перцепции
Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком. А. А. Бодалев пишет, что развитие опыта восприятия межличностного ...
Сознание как высшая ступень развития психики
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и прео ...
Особая ниша соционики.
Среди множества теорий личности соционика занимает особое место. Впервые предложена гипотеза о взаимосвязи между типами личности (в соционике их 16) и межличностными отношениями. До сих пор в психологии было принято рассматривать их как н ...