склонность к беспокойству, волнениям. Обусловлена: а) повышенной эмоциональной чувствительностью; б) потрясениями и испугами, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей; в) блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений; г) неспособностью утвердить себя, найти признание и понимание среди окружающих; д) отсутствием внутреннего единства, неуверенностью в своих силах и возможностях, нерешительностью; е) заостренным чувством совестливости, вины, переживанием случившегося;
беззащитность, или незащищенность. Проявляется главным образом в общении со сверстниками, когда подросток не может защитить себя, "дать сдачи", ответить на оскорбление. Его легко обмануть, ввести в заблуждение, навязать решение, особенно в обстановке, в которой он не чувствует себя уверенно. Всем этим умело пользуются сверстники с противоположными психопатическими чертами характера, которые безошибочно выделяют сверстников, неспособных защитить себя.
Все эти проявления подчеркивают человеческую, гуманистическую направленность развития характера подростков, впоследствии заболевающих неврозами и имеющим отклонения в поведении. И поэтому они так чувствительны ко всякого рода конфликтам, угрозам применения физической силы, грубости и диктату.
Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический "сдвиг" выражается у подростков в асоциальном поведении и может сопровождаться правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами.
Таким образом, нарушения поведения могут быть следствием выраженного протекания подросткового кризиса - кризиса идентичности; к девиантному поведению прибегает и отклоненная социумом личность; слабые связи "семья-ребенок", "школа-ребенок" способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, что также являются источником девиантного поведения, которое сопровождается неуверенностью в себе, неадекватной самооценкой, повышением уровня тревожности и т.д. (29).
Рекомендуем посетить:
Основные направления в изучении гендерных стереотипов
Основные направления в изучении гендерных стереотипов.
Изучению гендерных стереотипов было посвящено множество зарубежных исследований. Поначалу они были направлены на то, чтобы изучить само явление стереотипизации, формы проявления стер ...
Патологические формы девиантного поведения: классификация, характеристика
нарушений
Патологические формы девиантного поведения – понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской и подростковой психиатрии пограничных нервно–психических ...
История исследования проблемы. Причины индивидуальных кризисов.
Хотя проблематика кризиса индивидуальной жизни всегда была в поле внимания гуманитарного мышления, в том числе и психологического, в качестве самостоятельной дисциплины, развиваемой в основном в рамках превентивной психиатрии, теория криз ...