В настоящее время существует множество литературы, предназначенной для изучения проведения психологического тренинга. И поэтому, например, начинающему тренеру, трудно составить стройную и наглядную систему взаимодействия и взаимосвязи различных групповых методов в силу того, что в этой области практика значительно опережает теорию. Как пишет Вачков: «Если начинающий тренер обратится к литературе, описывающей тренинговые методы, то отчаяние его будет безграничным. Мало того, что названий методов очень много, так еще и едва ли не каждый автор понимает под тем или иным методом что-то исключительно свое, родное и горячо любимое[9] .»
Поэтому очень важно разобраться и понять, что же такое тренинг.
Тренинг – это не просто групповая дискуссия, не ролевые игры и даже не психогимнастика. Все это вторично и является рабочими метафорами - моделями, с помощью которых происходит влияние на внутренний мир человека.
Работа тренера как минимум двуплановая. С одной стороны, она включает в себя непосредственную организацию взаимодействия участников между собой в виде приемов и процедур. В то же время, тренер должен уметь замечать и одновременно переводить на их язык возникающие при этом на психологическом уровне явления.
Таким образом, психотренинг – это наука и искусство создания в группе событий для участников в их субъективной реальности.
В самом общем виде тренинг можно определить как некоторую ситуацию, в которой с некоторыми людьми происходят некоторые изменения.
В нем принципиально отсутствует жесткий сценарий, ход его развития невозможно предсказать заранее, а какие у кого будут результаты, нельзя гарантировать. То есть, отличительной чертой тренинга является большой уровень неопределенности. Степень неопределенности можно варьировать в зависимости от задач тренинга. Здесь существует такой парадокс – чем меньше тренер навязывает свой сценарий, тем выше уверенность участников, что все идет по его плану.
Тренинг – это общение по особым правилам. Лишь благодаря этим правилам в группе возникает интенсивный контакт.
Тренинг – это специальная атмосфера. Эффективный тренер не думает и, тем более, не предполагает заранее, когда и какие ситуации организовать. Он видит (или чувствует) атмосферу в группе и поступает соответственно ей. Отличительной чертой атмосферы на тренинге является ее эмоциональная насыщенность. Это методический принцип. Тренинг предназначен для передачи знаний, которое невозможно передать словами. Поэтому тренинг – это познание через переживание.
Тренинг, как и любое взаимодействие между людьми, состоит из трех элементов: тренер, участники и программа. В каждой ситуации есть желания тренера, реакции участников и программа тренинга. Программа зависит от самого тренера, его поведение – от поведения участников, в то же время программа должна быть достаточно гибкой, чтобы соответствовать данной конкретной группе.
Виктор Каган описывает тренинг как совершенно особую форму обучения, опирающуюся на реальное знание и дающую возможность пережить на собственном опыте то, о чем лекция говорит вообще. Именно «опыт» является общим и ключевым для понимания психологического тренинга. Можно сказать, что психологический тренинг является методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.
Рекомендуем посетить:
Понятие кризиса
Из возрастных кризисов наиболее разработаны, как уже было сказано, детские и подростковые кризисы. Это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями. Оно во мног ...
Психологическое исследование: этапы, изучение состояния проблемы,
литературный обзор
Учитывая общность теоретического и эмпирического исследования, рассмотрим схему этапов, которые обычно включает психологическое исследование.
Основные этапы психологического исследования. Наиболее часто психологическое исследование включ ...
Сравнительный анализ сказок, выполненных студентами музыкального и
психологического факультетов.
Следует отметить следующие особенности в написании сказок у студентов. В исследовании принимали участие только девушки, в сказках же идентификация с противоположным полом наблюдается в 70% случаев (8 из 10 рассказов у музыкантов; 6 из 10 ...