Авторы рассматривают содержание выделенных видов человеческой контактов следующим образом:
1. «управление». При этом целью оказывается только один из партнеров, другой выступает как средство удовлетворения его потребностей. Здесь формой отношений является строгое регулирование иерархических соположений управляющего и управляемого;
2. «коммуникация». Прежде всего, прием и передача информации. В этом варианте оба партнера являются средствами по отношению к некоторой цели, лежащей вне их, и поочередно выступают объектом сообщения для другого;
3. «обслуживание». Как и в случае «управления» один из партнеров является активным субъектом, но не для использования другого, а для помощи.
4. «общение». При этом партнеры как субъекты являются равноактивными, равноуникальными и равносвободными. Здесь в общении нет отправителя и получателя сообщений – есть собеседники, соучастники общего дела.
Таким образом, общение в отличие от других форм межличностных контактов, можно определить как взаимную презентацию партнерами своей субъективной реальности, в результате которой происходит изменение взаимоотношений и возникновение общности.
Мы уточнили и конкретизировали понятие «общение», в следующей главе мы рассмотрим структуру компетентности в общении. И наш анализ этого понятия будет осуществляться в рамках теории и практики СПТ.
Итак, общая цель СПТ – повышение компетентности в сфере общения конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами. В зависимости от приоритета задач, на которые направлен СПТ, он может приобретать различные формы:
1. Ориентироваться на приобретение и развитие специальных навыков, например, умение вести деловую беседу, различать межличностные конфликты и т.д.;
2. Углублять опыт анализа ситуаций общения, например коррекция формирования установок, необходимых для успешного общения, способность адекватно воспринимать себя и других, анализировать ситуации группового взаимодействия. Основные задачи, решаемые в ходе СПТ, можно разделить на пять групп:
1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, движущие пружины этого взаимодействия, приемы эффективного общения.
2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании, т.е. обогащении тактики и техники общения.
3. Коррекция коммуникативных установок, таких как: партнерство - взаимодействие с позиции силы, искренность – манипуляция, вовлеченность – избегание общения, настойчивость – соглашательство, т.е. выработка собственных стратегий общения.
4. Адекватное восприятие себя и других в ситуации общения.
5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, развитие личностных экзистенциальных проблем.
Перечисленные задачи отражают основную составляющую деятельности профессионального коммуникатора, ее психологический коммуникативный аспект. Атмосфера психологической безопасности и комфорта, создающаяся в ходе тренинга, позволяет участникам проявить набор поведенческих эмоциональных стереотипов и, получив обратную связь на свое поведение, осознать вероятные ошибки во взаимодействии с другими людьми, возможности других, более продуктивных подходов к общению, приобрести новые навыки взаимодействия. Каждый тренинг в той или иной мере решает все перечисленные задачи, и эта мера зависит не только от тренинга, но и от мотивации, целей, личных проблем участников группы.
Интерес к групповым методам психологической работы привел к появлению множества направлений их развития различными психологическими школами. В настоящее время в качестве основных подходов развития группового психологического тренинга выделяют следующие:
Гуманистическое направление
. Главным предметом гуманистической психологии является личность и ее уникальность, переживание человеком мира и осознание своего места в нем. В основу теории заложено предположение, что человек имеет врожденную способность достигать полного раскрытия своего духовного потенциала, решать все свои личностные проблемы, если он находится в оптимальной для него, дружелюбной социально-психологической атмосфере. Одна из характерных особенностей классического гуманистического направления – максимально недиректированный стиль управления группой, побуждающий участников проявлять активность и принимать на себя ответственность за происходящее. Нередко подобный стиль приводит к возникновению в группе, на начальных этапах работы, ситуации фрустрации и проявлению негативных эмоций. Это позволяет вскрыть многие проблемы участников, которые в дальнейшем перерабатываются группой.
Рекомендуем посетить:
Структура компетентности в общении.
В социально-психологическом тренинге компетентность в общении рассматривается более широко: как сложное образование, в которое входят значения, социальные установки, умения и опыт в области межличностного общения; как система внутренних с ...
Аффектогенность характера профессиональной деятельности
пожарных
Аффектогенность профессиональной деятельности пожарных заключается в постоянно возможном посягательстве на вмененные им в охрану объекты в виде пожара. Рассмотрим подробно характер их деятельности.
Состав пожарной части, как правило, сос ...
Роль « Я»- концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива
Роберт Бернс в своих исследованиях указывает на тот факт, что если ребенок вырос в атмосфере тепла и любви, ожидания увлекают его вперед, к успеху, если же до сих пор в реакциях значимых других он видел только упреки и отталкивание, то э ...