Г). Система самооценок и ожидаемых оценок индивида.
4. Необходимо исследование социальной ситуации развития подростка, провоцирующей дезадаптацию (неблагоприятные детско-родительские отношения, атмосфера семьи, характер межличностных отношений, социометрический статус, педагогическая позиция учителя, школьная атмосфера, социально-психологический климат классного коллектива).
5. Остается добавить, что перечисленное не является определенной схемой или порядком. В связи с конкретной психологической задачей можно использовать диагностику индивидуально-психологических особенностей, или социально-психологическую диагностику, либо исследовать социальную ситуацию развития ребенка и т.д. В зависимости от конкретной проблемы и задачи может использоваться диагностика тревожности, агрессивности, склонности к депрессивному поведению, суицидам, анкеты, выявляющие алкогольную зависимость, тесты интеллекта, профессиональной направленности, структуры личности, акцентуаций характера, социологические методы, предполагающие некоторый статучет, связанный с широтой распространения исследуемой проблемы и т.д. и т.п.
6. Принципы консультирования детей и подростков с отклоняющимся поведением, их родителей и педагогов
Диагностика в большинстве случаев связана с последующим консультированием. К важнейшим принципам психологического консультирования в образовании по данным проблемам мы можем отнести следующие, приводимые А.Г.Лидерсом[16]:
1) Психолог должен представлять интересы ребенка (перед родителями и перед системой образования);
2) Не вредить;
3) Принцип уважения к личности консультируемого (не навязывать ему свое мнение, нет задачи перестроить личность .);
4) Принцип неразглашения информации (он же принцип конфиденциальности);
5) Принцип системности в диагностике, учета всех влияний.
Стоит дополнить этот перечень принципами консультирования подростков, описанными Н.Самоукиной[17]:
6) Принцип нейтральности и открытости;
7) Принцип персонифицированности;
8) Принцип профессиональной настойчивости;
9) Консультация - это диалог клиента и психолога. Это означает двустороннее принятие личной свободы каждого. Результат консультации - это сумма двусторонней ответственности психолога и клиента;
10) Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития;
11) Принцип анализа жизненного пути ребенка.
По материалам Главы 1 можно сделать следующие выводы:
- Отклоняющееся поведение подростков нельзя назвать только психологической проблемой. Оно осмысливается как комплексная социальная проблема;
- Одной из основ социально-психологических теорий стали научные знания, накопленные в области биологии, генетики, социологии, культурологии и т.д.
- Социально-психологические подходы представлены психоаналитическим, бихевиоральным, эклектическим. Углубленно изучаются агрессия, мотивация противоправного и преступного поведения, а также социальные условия и факторы формирования личности, искажения функционирования ее структур. Исследуется роль групп членства и референтных групп в формировании противоправного поведения;
- Собственно причины правонарушений: а) социологические факторы, проявление которых обусловлено структурой общества и культурой; б) психологические факторы (влияние межличностных отношений, характер подростка и т.д.); в) биологические факторы;
Рекомендуем посетить:
Психолого-педагогические условия развития памяти у
детей младшего школьного возраста с ЗПР
То, что можно выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого материала, а являются резуль ...
Истоки исследования социальной идентичности
Появление термина «идентичность» связывают с именами Э. Эриксона и Э. Фромма. Непосредственно предшествуют введению в психологию этого понятия работы 3. Фрейд, который использовал термин идентификация. Понятие - идентификация (отождествле ...
Изучение «Я» – концепции и мотивации личности
«Я» – концепция, или идеальная представленность индивидов себе как в другом, – важный структурный элемент психического облика личности. Степень адекватности «Я» – образа наиболее часто выясняется при изучении самооценки личности.
Самооце ...