Все это наводит супругов на мысль о необходимости регулировать сроки и частоту зачатия, в силу чего ограничивается репродуктивный период пределами десяти лет. Решение о количестве детей принимают по преимуществу сами супруги, возможность экстернального давления, как показала практика демографической политики (скажем, французской после второй мировой войны), предельно мала. Исчерпал себя и обычай многодетности. Социализация приобретает иной смысл. Во-первых, нарушаются горизонтальные отношения. В семье либо нет брата (сестры), либо есть, но того же пола, мало кузенов и с теми (благодаря мобильности) редко или никогда не контактируют. Во-вторых, желанный ребенок превращается в объект родительской забота и стойкой привязанности.
Что касается России, то здесь со второй половины текущего столетия даже в деревенской семье, согласно выборочным опросам, многие родители, в том числе и те, кто сам смог окончить лишь начальную школу, стремились дать ребенку максимально возможное образование. Молодое поколение пользуется намного большим числом материальных и духовных благ, чем в прошлые годы. На них уходило в 60-х годах от одной четверти до половины бюджета семьи. Дети, по словам большинства родителей, – главный смысл семьи. По наблюдениям специалистов, в Латвии «дети все чаще служат объектом творческой воспитательной деятельности — формирования новой личности». В свою очередь, в киргизской семье, сколь бы скромным ни был бюджет, изыскиваются средства не только на покупку одежды, но и на посещение кино и другие развлечения. Многие родители стремятся дать им образование и специальность. Представленные случаи ярко иллюстрируют идею общности глубинных исторических изменений – эмансипацию детей от родителей – у далеких друг от друга в этническом и конфессиональном отношении народов. Детоцентристский тип, несомненно, существенный шаг в трансформации моногамии, ибо повышается материальная и духовная забота о детях, поддерживается стремление ребенка к разностороннему развитию.
Многие специалисты (У. Гуд, А. Мишель, Р. Рапопорт, Л. Руссель, Р. Флетчер, А. Харчев, Н. Шимин)[3] склонны связывать перемены, происходящие с семьей (и в семье) в текущем столетии, в большей мере с изменяющимся экономическим и культурным статусом женщин. И с этим, в общем, трудно не согласиться уже в силу того, что патриархальная семья зиждется на двух видах зависимости: жены от мужа и детей от родителей. Преодоление первой из них впрямую связано с действенностью процесса социальной эмансипации женщин.
Вовлечение в XIX веке женщины в профессиональную деятельность способствовало ее общественно-политической активности и отразилось на социально-экономическом статусе мужчин – все это, вместе взятое, положило начало кризису патерналистских ценностей. Женщины стали осваивать новые сферы деятельности: общественно-трудовую и политико-культурную, а также преобразовывать семейную. Мужчины же, утратив профессиональную монополию, не спешили расставаться с традиционными семейными «привилегиями».
Брак и семья – разновидность групповой или коллективной жизни, и все закономерности психологии малых групп в той или иной степени подходят к анализу брачно-семейных отношений, и именно личные взаимоотношения мужчины и женщины, не регулируемые более системой патриархальной этики, стали одной из важнейших причин кризиса семьи.
Сейчас брачные партнеры, как правило, действуют на основе неписаных правил, которые не являются четкими и тем более жесткими. Часто супруги сами договариваются о взаимных обязанностях, о разделении труда в семье, о распределении семейного бюджета. Так постепенно складывается система взаимодействия и сотрудничества.
Рекомендуем посетить:
Теории классификации потребностей
Психологи, социологи и философы предпринимали многочисленные попытки дать общую классификацию потребностей. Любая из этих классификаций может послужить основой для классификации видов сервисной деятельности, направленных на удовлетворение ...
Механизмы индивидуального кризиса
Ф.Е. Василюк для описания любого переживания выделил четыре формы «жизненных миров» (побудителей и источников содержания жизнедеятельности субъекта). Он задал две категориальные оппозиции, на которых построил типологию жизненных миров, ил ...
Социальные ориентации и установки
Социальное поведение ориентировано на общественные ценности, и его результаты имеют общественное значение. Побудители такого рода поведения следует искать в социальной действительности, хотя феноменологически они даны в стремлениях и це ...