В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что в каждой, даже самой трудной жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные
стороны и за счет этого сохранять самообладание и толерантность»[13].
Упражнение № 2.
«Участники группы объединяются в пары и разыгрывают любую конфликтную ситуацию. Двое участников разыгрывают разногласие, применяя во взаимодействии следующие принципы управления конфликтом:
- полный контроль за собственными эмоциями, которые, как правило, мешают оценивать происходящее;
- анализ подлинных причин конфликта, которые могут скрывать оппоненты за мнимыми причинами;
- локализация конфликта, т.е. установление его четких рамок и стремление к сужению области противоречия;
- отказ от концентрации на самозащите, поскольку увлечение собственными защитными действиями обычно мешают людям вовремя заметить изменения в обстановке и поведении конфликтующей стороны;
- переформулирование аргументов оппонента, которые просто не стоит отвергать в том порядке и в тех пропорциях, в которых они изложены; лучше попытаться перевести их на понятный вам язык, выделяя опорные смысловые моменты;
- достаточная активность, поскольку даже отступая можно сохранить спокойный эмоциональный тон отношений.
В процессе обсуждения участники решают, какие пары наиболее конструктивно и толерантно нашли выход из конфликтной ситуации.
Упражнение № 3.
Участники разбиваются на две команды. Выбрав тему для обсуждения и совместно выдвинув критерии оценки деятельности руководителя (вовлекать пассивных участников и приостанавливать затянувшиеся монологи, быть тактичным к выступающим, доказательность, логика, четкость формулировок, соответствие теме) и систему оценок (в баллах), группа избирает руководителя дискуссии. После завершения обсуждения выбранной темы ведущие объявляет и комментирует результаты. В заключении – коллективное обсуждение хода дискуссии.
Примером темы обсуждения может быт вопрос о толерантности в межнациональных отношениях: в правительстве многонационального государственного образования должны ли находиться представители всех национальностей, проживающих на его территории?»[14]
Упражнение № 4.
«Техника «Сценарий обиды».
Закройте глаза и представьте себя гениальным режиссером и не менее гениальным актером; выстройте сначала фильм о своей обиде в виде трагедии (как индийские фильмы, где героев мучают, не дают им жить); а потом этот же фильм – в жанре комедии (вас по прежнему мучат, но все это идет уже под флагом юмора). Или же другой вариант подхода: представьте туже самую трагедию в виде философской притчи, найти в этом глубокий смысл, взглянуть на все немного отстраненно[15]».
Упражнение № 5.
«Техника «Взгляд из будущего».
Мысленно посмотрите на вашу настоящую обиду из будущего, перенеситесь вперед хотя бы на год, а лучше на пять, и вы почувствуете большую разницу между ее теперешним восприятием и тем, как бы вы ее восприняли когда, ибо … время рассасывает обиды и смягчает боль[16]».
Упражнение № 6.
«Техника «Три ступени защиты».
Гнев, да и вообще злоба агрессия могут иметь защитные клапаны. Мы можем не высказать человеку все, что мы думаем, а просто подумать, как именно мы бы с ним расправились. Не разражаться гневом, не идти на физическое воздействие, на агрессию, а мысленно проработать варианты отмщения, жесткого разговора и т. д. Это некая мысленная агрессия, мысленный гнев, мысленная месть. В крайнем случае можно высказать ему все в ругательной форме, циничной (с бранью), но не переходить к физическим действиям»[17].
Рекомендуем посетить:
Пути преодоления агрессивного поведения и его профилактика
Тактика психотерапевтических воздействий строится в зависимости от природы агрессивного поведения ребёнка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание, в другом - включить агрессивное действи ...
Влияние стресса на деятельность внутренних органов
Первыми исследованиями влияния изменения эмоционального состояния на деятельность внутренних органов были эксперименты Брунсвика. Во время исследования испытуемым в желудок и двенадцатиперстную кишку вводились резиновые баллончики, при по ...
Изучение мотивации достижения у младших школьников в работах разных авторов
Можно считать, что именно исследования К. Левина положили начало изучению в психологии потребностей человека. Всю первую половину века в западной психологии господствовали психоаналитические представления о мотивации поведения, согласно к ...