Оценка результатов.
«Мой воспитатель».
1) проявление отношения к воспитателю: старательность или небрежность рисунков, удовольствие или нежелание рисовать, использование красок, место расположения в общей композиции, тщательность прорисовки линий, степень приближенности или отдаленности от детей;
2) восприятие детьми разных сторон воспитателя. Обращают внимание на сюжеты и содержание рисунков, на то каким видам деятельности воспитателя дети отдают предпочтение;
3) мотивация выбора воспитателя в рисовании. Сравнивают по возрастам мотивы отношения к воспитателю.
«Моя семья».
1) реальные и воображаемые члены семьи;
2) содержание рисунков: портреты; изображение совместной деятельности, взаимодействие ребенка с «самым любимым» человеком; изображение профессионально-трудовой деятельности взрослых; изображение бытового труда; изображение отдыха, развлечений;
3) половые различия в отношении дошкольников к членам семьи (чьи образы чаще встречаются в рисунках - девочек или мальчиков);
4) процесс рисования: увлеченность или равнодушие к изображаемому, старательность, аккуратность или небрежность при изображении членов семьи;
5) возрастные различия в изображении членов семьи: разнообразие и богатство содержания рисунков, техника выполнения, использование выразительных функций цвета, линий, число элементов в образах;
6) словесные комментарии к рисунку.
«Ребенок – детское общество».
1) выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый – ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый – негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета;
2) старательность рисования;
3) отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любит»; «Занимаюсь с попой зарядкой – хочу быть сильным»);
4) выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линий, аксессуаров, деталей.
На основании анализа рисунков делаются выводы об отношении ребенка к родителям, воспитателю, сверстникам.
Во вторую категорию вошли:
1) Опросник Ч. Д. Спилбергера[6] (см. приложение 1), определяющий уровень личностной и ситуативной тревожности человека.
2) Уровень агрессивности ребенка[7] (см. приложение 2). Позволяет диагностировать агрессивность, как личностное качество, у детей младшего дошкольного возраста путем анкетирования его родителей с помощью вопросов о поведении ребенка.
3) Опросник Баса – Дарки на определение уровня агрессивности[8] (см. приложение 3). Диагностирует склонность к агрессивному поведению у взрослых людей.
4)Тест на соотношение эмоциональной устойчивости и неустойчивости[9] (см. приложение 4), предложенный Г. Айзенком определяет тип личности по данному качеству.
5) Тест на соотношение психотизма и суперэго[10] (см. приложение 5) Позволяет выявить склонность к данным качествам личности испытуемого
6) Методика Филипса. «Диагностика уровня школьной тревожности»[11] (см. приложение 6). Выявляет наличие школьной тревожности у подростков, а также факторы (личностные и социальные), которые ее вызывают.
Как было выше сказано, эти методики следует использовать в совокупности и исходя из целей исследования, а также его предмета и объекта.
Рекомендуем посетить:
Психологическое здоровье. Основные понятия
Здоровье
– комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.
В уставе Всемирной организации зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного ...
Система медико-педагогической помощи детям и подросткам в России
Создание системы профилактики, ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, и первых шагов, сделанных Россией на этом пути в настоящее время. ...
Выводы
В первой части работы мы рассмотрели основные понятия и положения психологической диагностики детского возраста, основные принципы диагностической деятельности детского психолога. Рассмотрели понятие отклоняющегося развития как одну из ос ...