Начало конфликта. Для признания конфликта начавшимся требуется три совпадающих условия: 1) первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику; 2)второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов; 3) в связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого участника.
Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противостоять друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается, как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.
Окончание конфликта – прекращение действий, направленных друг против друга.
В динамике конфликта можно выделить периоды и этапы.
Латентный период (предконфликт) включает следующие этапы:
1) возникновение объективной проблемной ситуации. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т. д.);
2) осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия – это восприятие реальности как проблемной. Понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляет смысл данного этапа;
3) попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание противоречивой ситуации не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто одна из них пытается решить проблему неконфликтными способами (убеждением, просьбами, информированием противостоящей стороны);
4) возникновение предконфликтной ситуации – это наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия.
Открытый период – это конфликтное взаимодействие или собственно конфликт. Он включает в себя:
1) инцидент – первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу;
2) эскалацию – резкую интенсификацию борьбы оппонентов;
3) сбалансированное противодействие – процесс, в котором стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается;
4) завершение конфликта – переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта – разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.
Внешний этап эскалации конфликта.
Внешний этап эскалации конфликта может быть описан с помощью теории симметричного схизмогенеза. Схизмогенез – это изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами.
Существуют два варианта схизмогенеза: дополнительный и симметричный. Дополнительный имеет место в тех случаях, где взаимодействие строится на основе взаимодополняющих действий. Симметричный развивается, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели.
Этапы эскалации конфликта:
1. Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов.
Характеристика этапов:
1) возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы;
2) растет психическая напряженность;
3) меры, принимаемые одной стороной для изменения позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал эскалации.
2. Третий этап – начало эскалации.
Характеристика этапа:
1) все надежды сосредотачиваются на действии, заменяющим бесплодные дискуссии;
2) обе стороны надеются путем нажима и твердостью вызвать перемену позиций оппонента;
3) никто не готов добровольно отступить.
3. На четвертом этапе функционирование психики регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего возрасту 6-8 лет.
Характеристика этапа:
1) у человека присутствует образ другого;
2)человек не готов считаться с чувствами, мыслями, положением другого.
4. на пятом этапе эскалации явные признаки поступательной регрессии проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной – себя.
Характеристики этапа:
1)на карту ставятся «священные ценности», убеждения, высшие моральные обязательства;
2)сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в жестком образе врага;
3) враг обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт.
Особенность этапов эскалации конфликтов заключается в том, что те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Из-за этого неопытному наблюдателю трудно принимать во внимание их глубоко регрессировавшее восприятие других, принимая меры по урегулированию конфликта. Регрессия не является неизбежной для любого человека в любой трудной ситуации социального взаимодействия. Многое зависит от воспитания, усвоения моральных норм и социального опыта конструктивного взаимодействия.
Рекомендуем посетить:
Что такое стресс
Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседн ...
Социально-психологические особенности старшеклассников как социальной
группы.
Возраст старшеклассников, приходится на конец подросткового и начало юношеского возраста. Личность старшего подростка в процессе развития приобрела присущие только ей индивидуальные и социально – психологические особенности, которые в наш ...
Процедура проведения опроса и обработки результатов
Методика исследования позволяет сравнительно быстро и эффективно определить уровень сформированности субъективного контроля как у одного, так одновременно и у нескольких человек. Каждый испытуемый должен быть обеспечен индивидуальным текс ...