Основные тендерные различия заключались в значительном преобладании практически всех форм агрессии среди мальчиков. Исключение составили враждебное и оппозиционное поведение, а также аутоагрессия и смещенная агрессия (12—17 лет), чаще наблюдавшиеся среди девочек.
В научной литературе существуют данные относительно возрастной динамики различных форм агрессии в детском и подростковом периодах. Так, X. Хекхаузен сообщает, что с возрастом во всех культурах происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более "социализированных" форм, таких как оскорбление или борьба. У девочек имеются три основных возрастных "пика" агрессии — в 12—15 лет. Относительно низкий уровень агрессивности наблюдался в 11 лет. Начиная с 12 лет заметно возрастала частота проявлений косвенной, вербальной и аутоагрессии. Физическая агрессия, напротив, становилась реже к 16 годам (24, 370-373).
У мальчиков в общих генденциях возрастной динамики основных форм агрессии в целом наблюдалась схожая картина. Кроме того, ауго- и вербальная агрессия у девочек к пубертатному возрасту значительно возрастали, в отличие от физической агрессии. У мальчиков, напротив, физическая агрессия наблюдалась примерно с одинаковой частотой с вербальной и аутоагрессией. Указанные различия согласуются с литературными данными о том, что девочки-подростки чаще выражают агрессию в виде сплетен или ссор (вербальная агрессия), а также значительно чаще совершают суицидальные попытки.
При сравнении мальчиков с агрессивным поведением, впервые возникшим до 10 лет и значительно позже, в 12—17 лет, результаты выявили значительную неоднородность клинико-психопатологических и ряда социально-психологических параметров выделенных групп. Так, мальчики с рано возникшим расстройством поведения достоверно чаще воспитывались в неблагополучных семьях — малообеспеченных; с отягощенной наследственностью алкоголизмом и суицидами у близких родственников; родительскими конфликтами между собой, пренебрежением и/или серьезным насилием по отношению к детям. Проявления физической агрессии у таких подростков характеризовались немотивированной жестокостью, длительностью, частотой, широким ареалом проявления, садистическими компонентами. Также наблюдались патологические симптомы агрессии — нарушение сознания в момент драки, импульсивность, немотивированность, неадекватная эмоциональная реакция. Групповая агрессия таких подростков была более частой, принимая форму вымогательства, избиения других подростков и даже издевательств над пожилыми или беспомощными (БОМЖи, лица в алкогольном опьянении, дети) людьми. Мальчики данной группы, помимо систематической физической агрессии и насильственных правонарушений, значительно чаще проявляли и другие формы агрессии, такие как вандализм, зоосадизм, смещенную и вербальную агрессию, аутоагрессию, агрессивно-садистическое фантазирование. У мальчиков чаще наблюдалось систематическое употребление наркотических веществ и алкоголя. Они значительно чаще имели признаки психических отклонений в виде дисфорических, дистимических, астено-депрессивных состояний, нарушения сна и аппетита. У них наблюдались признаки резидуально-органического поражения ЦНС. Во второй группе драки отмечались реже, чаще под влиянием сверстников, в группах с большим количеством участников. Мальчики этой группы достоверно чаще отмечали нерешительность как черту своего характера и положительную реакцию матери (похвалу) за "умение дать сдачи". Достоверно чаще их драки мотивировались потребностью самоутверждения.
Наиболее важными факторами, способствующими трансформации детской агрессии в агрессивно-делинквентное поведение в подростковом и юношеском возрасте, оказались коморбидная психическая патология в эмоционально-волевой сфере, преимущественно резидуально-органического генеза, и употребление психоактивных веществ. Агрессивное поведение, наблюдаемое с детского возраста, достоверно чаще характеризовалось патологическими признаками (жестокость, импульсивность, эмоциональная неадекватность, нарушение сознания); возникало на патологической почве (резидуально-органическое поражение головного мозга с дисфорическими, астено-депрессивными и неврозопо-добными реакциями); сочеталось с другими формами агрессии и антисоциального поведения. Полученные результаты не только подтверждали опубликованные данные о корреляции рано возникшего агрессивного поведения с нейропсихологическим дефицитом, но и показали тесную связь детской агрессии с признаками серьезной психической патологии, прежде всего в эмоционально-волевой сфере.
Рекомендуем посетить:
Структура конфликта
Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:
1) объект конфликта,
2) участники кон ...
Методики диагностики конфликтов.
Проведенный нами анализ литературы позволил сделать вывод, что конкретные методики, изучающие конфликт как таковой, отсутствуют или их достаточно мало. Найденные нами методики затрагивают в той или иной степени конфликтные ситуации, однак ...
Теория личности Зигмунда Фрейда
Для начала обратимся к биографии З. Фрейда. Зигмунд Фрейд (6.05.1856 - 23.09.1939) - австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80 ...