Проблема «трудных» детей

Страница 2

В. Н. Мясищев писал: «В зависимости от качества, длитель­ности и степени неблагоприятного влияния, отрицательные уста­новки и навыки личности могут иметь различное направление: или поверхностный, легко устранимый характер, или глубоко укореняться и требовать длительного, настойчивого, систематического перевоспитания[]

К внутренним предпосылкам негативизма относятся:

возникновение неразрешимого конфликта, обусловленного противоречием между сознанием и ведением, личным и социальным опытом, потребностями и возможностями, целями, установками и способностями их достижения; сложность и неравномерность формирования личности, кото­рые порождают несоответствия в уровне положительных качеств, отсутствие связи между ними; отставание в общем развитии, вызванное болезнями и другими неблагоприятными обстоятельствами; высокое проявление нестандартности ребенка, его яркая ин­дивидуальность или одаренность, которые делают его странным, непопятным для учителей и сверстников; аномалии в наследственности (выражающиеся в основном в физических недостатках).

Эти предпосылки при благоприятных условиях и правильном воспитании еще не порождают трудновоспитуемость. Но при ма­лейших недостатках семейного и школьного воспитания они ак­тивно проявляются, усиливая отрицательную направленность лич­ности.

Анализ взаимодействия внешних причин и внутренних пред­посылок даст ВОЗМОЖНОСТЬ определить характер их влияния па личностные установки, определяющие поведение индивида. Такой анализ, подкрепленный практически (наблюдениями), помогает пе­дагогу более точно поставить диагноз в каждом конкретном случае.

Спросите любого школьного работника, чем характеризуется трудный воспитанник, и он ответит по-разному. Учитель началь­ных классов скажет: «Непослушный и капризный»; классный руководитель IV—VI классов ответит: «Неуправляемый или вред­ный»; о старших говорят: «Невыносимые, все делают наоборот и во всем мешают».

Уже в дошкольном возрасте вследствие неправильного воспи­тания в семье возникают ошибки в поведении ребенка: неумение играть со сверстниками, общаться с ними, неправильное отноше­ние к старшим и себе. В их основе — неудачи в игре и трудовых действиях, рождающие неуверенность в себе, обидчивость, уп­рямство и даже агрессивность, озлобленность. Дефицит успеха в игре и дефицит общения ведут к искажению психического разви­тия.

В младшем школьном возрасте продолжают действовать след­ствия неправильного воспитания в семье и детском саду, порож­дая новые явления: стремление избежать неприятностей, свя­занных с неудачами в деятельности и отношениях, а отсюда — непослушание, истеричность, капризность, нерешительность, пассивность.

В подростковом возрасте неправильное поведение рождено не только отставанием в психическом развитии, но и ограничен­ным жизненным опытом. Ошибки в поведении проявляются в сле­пом копировании поступков взрослых, неумении действовать са­мостоятельно, преждевременном взрослении. Отсюда типичные недостатки поведения подростков — драчливость, грубость, невы­держанность, активно отрицательное отношение к учению, нега­тивизм, обособленность, замкнутость, конфликтные отношения с окружающими. У старших подростков чувство взрослости по­буждает к самостоятельности, а для этого еще нет необходимого жизненного опыта, практических умений, развитых сил и способ­ностей. Обостряются также противоречия между осознанием норм поведения и их выполнением, разумом и чувствами, возникает не­соответствие планов возможностям и др. Наблюдения показывают, что наибольшее количество неудач, ошибок, конфликтов при­ходится на подростковый возраст.

В этот период родителями и педагогами чаще всего наруша­ется правило соответствия воспитательных мер возрастным, по­ловым и индивидуальным особенностям школьников. Это вызыва­ет у них сопротивление, отрицательную реакцию. В пер­вую очередь изменяется сфера сознания и самосознания. Отноше­ние к миру строится на развитом логическом мышлении, повы­шенной критичности. Познание окружающей действительности тесно связано с самопознанием. Так создаётся предпосылка для активной познавательной деятельности и перехода воспитания в самовоспитание. Но если это не учитывается в воспитании, позна­вательные интересы угасают, проявляется безответственность, возникают нежелание преодолевать трудности, стремление к праздному образу жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Законы и закономерности обучения.
Закономерности - это устойчивые, существенные повторяющиеся в определенных условиях взаимосвязи. Закономерности в образовании определяются как законы при условиях: а) четкое, объективно устанавливается связь в обучении; б) полностью исс ...

Глубинные структуры
Непосредственно с мышлением связаны следующие глубинные структуры: аудиальная, словесная и понятийная память (А, СиП), карта, культура и искусство (КиИ). Аудиальная, словесная и понятийная память – отдел долговременной памяти, хранящий и ...

Внушение и самовнушение
После всего нами сказанного мы можем сравнить воображение с бурным потоком, который неудержимо увлекает попавшего в него, несчастного человека, несмотря на все его старания достичь спасительного берега. Поток этот кажется нам неукротимым. ...