Точка зрения формальной логики на процессы мышления не единственная. Более того, есть позиция, в соответствии с которой правильного мышления, описываемого и выделяемого формальной логикой, просто не существует, а так называемое "правильное" мышление – это "мертвое" мышление. Это высказывания, суждения, различные словесные выражения мысли. "Живое", движущееся мышление, которое существует и развертывается в ситуации диалога, полилога и мыслекоммуникации, не возможно описать на основе формальной логики. Это не означает, что логика совсем не нужна и что логики для описания мышления не существует. Существует, но другая, - диалектическая.
Характеризуется она тем, что в соответствии с ее принципами подлинный предмет мышления описывается взаимопротиворечивыми утверждениями: А есть В и одновременно А не есть В.
Один из важнейших принципов диалектической логики утверждает, что законы развития знания определяются выделением подобных двойных высказываний и сведением их в противоречивые пары. И только при выделении подобных противоречивых пар можно говорить о восстановлении истины и правильного взгляда на некий описываемый предмет. Подобные парные высказывания могут быть обнаружены по всему полю содержательных представлений человечества – в каждой дисциплине, в каждой области человеческой практики, в каждом мировоззренческом постулате.
Какое бы предметное утверждение мы ни взяли, для него обязательно найдется парное, его отрицающее.
1. Две параллельные прямые не пересекаются ни в какой точке. – Две параллельные прямые пересекаются в бесконечно удаленной точке.
2. Врать нельзя ни при каких условиях. – Возможна ложь во спасение.
3. Мир познаваем. – Мир непознаваем.
4. В феврале 1917 года в России произошла буржуазная революция. – Не было никакой революции: были заговор и измена. В феврале 1917 года царь был отстранен от власти в результате заговора.
5. Высшая ценность – человеческая жизнь. Человек не должен лишать себя жизни ни при каких условиях. – Допустима и возможна эвтаназия для неизлечимо больных, умирающих в страшных мучениях.
Антиномии (греч. – "противозаконие, или нарушение закона") коренятся в природе самого мышления.
Противоречия – результат человеческой мыследеятельности. Можно сказать, что процесс формирования подобных взаимоотрицающих высказываний в различных областях науки и практики осуществляется общественно-эволюционно-исторически, т.е. люди его специально не строят, но он происходит. Но, т.к. он происходит, можно открыто определенную закономерность или закон, скрывающийся за данным процессом и искусственно, целенаправленно его использовать.
Для использования нужно разобраться в том, что такое мышление, каковы его механизмы, формы организации и как процесс мышления можно строить в различных областях науки и практики, где отсутствую четко выработанные принципы исследования.
Одна из гипотез была выдвинута российскими философами, логиками, психологами, методологами: мышление имеет деятельностную природу и деятельностные механизмы осуществления. Разработанное ими представление о мышлении как о деятельности означало: мышление можно и нужно целенаправленно строить как деятельность, в мышлении можно ставить цели, создавать инструменты, средства и технологии; необходимо постоянно вырабатывать нормы мышления, создавать его схематические, знаково-символические языки, а также анализировать и описывать процессы употребления знаний о мышлении.
Рекомендуем посетить:
Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Интерес к исследованию малых групп в социальной психологии возник с началом обсуждения проблемы взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопроса о взаимоотношении личности и среды ее формирования. С первых дней своей жизни чело ...
Возрастной аспект социальной перцепции
Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком. А. А. Бодалев пишет, что развитие опыта восприятия межличностного ...
Сущность, структура и цели влияния
Люди с момента своего рождения оказываются погруженными в социальную среду, которая воздействует на них в той же мере, что и среда физическая. Более того, подобно тому, как это делает физическая среда, общество не просто влияет на людей и ...