Существуют и другие классификаций взаимодействия: А. А. Леонтьева (социально-ориентированные, предметно ориентированные и личностно ориентированные ситуации); Аргайла (официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, ассиметричные ситуации и т.д., при этом каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий, различают три основных стиля действия: ритуальный, задан некоторой культурой (например, приветствие), манипулятивный и гуманистический) и др.
Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных: кооперация и конкуренция. Экспериментально данную дихотомию социального взаимодействия показал в своих экспериментах Шериф.
Кооперация – координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил), необходимый элемент совместной деятельности. А. Н. Леонтьев назвал две основные черты совместной деятельности: разделение единого процесса деятельности между участниками и изменение деятельности каждого, т. к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности (предмет и мотив деятельности не совпадают). Средством соединения результата деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы, прежде всего, в кооперации. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Экспериментальные исследования: анализ вкладов участников взаимодействия и степень включенности в него.
При анализе различных типов взаимодействия важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия (негативные примеры преступного сообщества).
Может ли конкуренция сама по себе провоцировать вражду? Согласно эксперимента, испытуемые попеременно играли в компьютерные игры: одни играли, соревнуясь (сравнивая свой счет), а другая половина – сотрудничая (объединяя свой счет). Настроившись на соревнование, испытуемые без необходимости убивали игровых персонажей на 61% чаще. Таким образом, соперничество порождает агрессию.
Анализ исследований, посвященных соперничеству или конкуренции, показывает, что здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой форме, а именно на конфликте. При изучении конфликта социальной психологией, прежде всего, необходимо определение собственного угла зрения в этой проблеме, поскольку конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: социологии, политологии и пр.
У конфликта выделяют четыре основные характеристики: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта.
Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы практически принимаются всеми. Это — конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта.
Условия конфликта (возникновения и протекания): конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он протекает и развивается: социально-психологическая среда, представленная обычно различными социальными группами с их различными характеристиками.
Образы конфликтной ситуации: внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, ценностях, возможностях), представления о противостоящей стороне и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников.
Предмет конфликта – связан с целями конфликтующих сторон, то что становится объектом противоречащих друг другу несовместимых притязаний сторон: конкретный объект, конкретная возможность, ценностное утверждение исключающее мнение другого и др.
Рекомендуем посетить:
Стресс в деятельности руководителя
Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминологию, но и в повседневную жизнь. Стресс - неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человек ...
Социальный интеллект подростков
Концепция эмоционального интеллекта (ЭмИн) получила свое развитие из представлений об эмоциях, как об информации определенного рода, с помощью которой люди составляют суждения об окружающем мире.
Понятие «эмоциональный интеллект» включил ...
Профильные различия в предубеждениях
Проблема предубеждений является объектом многочисленных социально-психологических исследований. Целью нашего исследования стало изучение предубеждений в отношении представителей стигматизированных групп. Под "стигматизированной групп ...