Социально-психологические аспекты развития группы

Социальная психология » Социально-психологические аспекты развития группы

Страница 1

Идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго».

В последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Во-первых, введено само понятие «стадий» (или «периодов») развития группы, которые различаются друг от друга по набору критериев. Так или иначе, каждая стадия связана со сменой состава группы: в нее входят новые члены, частично уходят старые, происходит превращение потенциального члена группы в «полного» члена, затем, иногда, в «маргинального» члена, если группа перестает его удовлетворять; наконец, возможен и разрыв с группой. Факторами этой смены ролей членов группы являются мера принятия группой каждого члена и, напротив, принятие членом группы ее реальности.

Во-вторых, сформулирована мысль о том, что социализация группы происходит не в вакууме: на изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этого воздействия раскрывается через внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые им отрефлексированы и применены к оцениванию ситуации в группе, своего положения в ней и т.п.

Если в обществе нормативом является акцент на достижение и продуктивность, оценивание ситуации в группе будет в большей мере включать именно этот критерий. Если же в обществе популярна идея межличностной гармонии, в группе среди критериев оценивания можно также ожидать следования этой норме. Фаза развития группы, таким образом, соотносится с определенными изменениями в обществе.

В качестве второго блока исследований, где обозначается идея развития группы, можно назвать исследования по сравнению таких ориентации личности, как коллективизм — индивидуализм. Коллективизм и индивидуализм рассматриваются как полярные ценности, получающие весьма различное распространение в разных обществах.

Зарубежные исследования и подходы к проблеме развития групп следующие.

Двухфакторная модель (Такмен): два фактора групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностный (развитие групповой структуры). Этапы межличностной активности:

· проверка и зависимость (ориентировка участников в характере действий друг друга, поиск взаимоприемлемого поведения);

· внутренний конфликт (нарушение взаимодействия, отсутствие единства);

· развитие групповой сплоченности (исчезновение конфликта, гармонизация отношений);

· функционально-ролевая соотнесенность (образование ролевой структуры).

Этапы деловой активности:

(1) ориентировка в задаче (поиск оптимального способа решения задачи);

(2) эмоциональный ответ на требования задачи (противодействие требованиям задачи из-за несовпадения ее предписаний с личными намерениями);

(3) открытый обмен релевантными интерпретациями (обмен мнениями, проникновение в намерения друг друга, выработка альтернативной трактовки информации);

(4) принятие решений (конструктивные попытки успешного решения).

Модель Обера (Обер) – нормативно-ролевая система:

1) формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей;

2) возмущение (разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий);

3) формирование инструментальных норм и гармонизация отношений в группе;

4) выполнение (образование функциональных ролей, установление гибкой взаимозависимости отношений).

Однофакторная модель (Мабри) для группы, ориентированная на решение задачи инструментального типа, включает следующие стадии:

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Гендерный стереотип, его виды и функции
Понятие и классификация гендерных стереотипов. То, что гендер одна из важных категорий социальной жизни человека, проявляется в повседневной реальности. К представителям одного пола предъявляется особый набор поведенческих норм и ожидани ...

Основные понятия в супервизии
Супервизия — буквально “надзор”, а у нас это называлось бы “наставничество”. Супервизионная работа является неотъемлемой частью подготовки психотерапевтов. Она может вестись как с начинающим психотерапевтом, так и с опытным специалистом. ...

Типы конфликтов и способов поведения в них.
Существует множество классификаций типов конфликтов в зависимости от их оснований. По форме проявления конфликты можно разделить на два вида: агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые). Для аогнистических конфликтов ...