Итак, по итогам исследований были следующие основные характеристики групп:
· композиция (состав, т.е. сами члены группы);
· структура (коммуникаций, предпочтений, власти и т.д.; функции членов)
· групповые процессы (с точки зрения организации деятельности группы и развития группы)
· позиция индивида в группе (статус члена группы - его социометрическая позиция, его восприятие другими, роль - динамический аспект статуса, система групповых ожиданий - член группы оценивается другими, от него ожидается выполнение определенных функций);
· групповые нормы и ценности (эталоны должного, правила, выработанные и принятые группой, регулирующие деятельность ее участников);
· система санкций (механизм регуляции соблюдения этих норм).
Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через осознание факта некоторой общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Можно сказать, что «граница» группы воспринимается как граница этой общности. При анализе развития групп и их роли в истории человеческого общества было установлено, что главной психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они».
«Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, т.е. социальной идентичности. Констатация принадлежности личности к группе представляет для социальной психологии значительный интерес, позволяя рассмотреть психологическую общность как своеобразный психологический «срез» реальной социальной группы.
Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется: рассматриваются выделенные средствами социологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, т.е. позволяют каждому ее члену идентифицировать себя с группой.
Рекомендуем посетить:
Анализ понятия «толерантность» и проблемы её формирования на современном
этапе развития теории и практики педагогики
Толерантность – понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность в нашем понимании – это, с одной стороны, цель и результ ...
Особенности и проблема домашнего насилия
«Мой дом – моя крепость», - гласит известная поговорка. В идеальном представлении дом, семья – это место, в котором можно укрыться от любой опасности окружающего мира, в которой всегда можно получить помощь и поддержку. К сожалению, дейс ...
Общение как взаимодействие
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Если коммуникативный процесс р ...